Гараж особого назначения

«Он не стар, он – суперстар», — думаю я, рассматривая «Horch-853», выпущенный в 1937 году,прекрасный и совершенный, как музыка; какими только и бывают довоенные немецкие автомобили. В нем, в этих линиях и хромированных деталях – прекрасная история прекрасных времен: газовый свет, хриплый голос, блестящие молодые офицеры с холодной головой и холодным сердцем, белокурые длинноногие красавицы с перьями в волосах – ах, Лили Марлен… Рядом – его соотечественник и одногодок, самый мощный автомобиль своего времени Mercedes-Benz 770K, некогда подаренный болгарскому королю Борису III немецким рейхсканцлером Адольфом Гитлером «в знак дружбы и сотрудничества» — тому самому Борису, который шесть лет спустя встретится со «старым другом» и умрет; по официальной версии – от инфаркта. Такие же или похожие истории – за каждым из более чем двухсот автомобилей, представленных в «Олдтаймер-галерее».

Впрочем, обычно такие истории можно сочинить или подсмотреть в кино («Шевроле-Импала» 1967 года, кажется, надолго останется в народной памяти как автомобиль братьев Винчестеров из сериала «Сверхъестественное»). Но на этот раз они были вполне реальными: большая часть экспозиции была посвящена 95-летию Гаража особого назначения, который обслуживает первых лиц государства. Самым старым из представленных автомобилей стал Delaunay-Belleville, изготовленный по спецзаказу для последнего российского императора Николая II. Две особые модели – лимузин и ландоле – были выпущены под аббревиатурой SMT – «Его Величество Царь».

DSC_1724Позднее на царских «Делоне» возили Ленина, а вот Сталин предпочитал «Роллс-Ройсы» и, по слухам, один из них даже умудрился угнать у Троцкого. Далее – целая галерея послевоенных «Чаек», «Побед», «ЗиС» и «ЗиЛ» различных модификаций, возивших Брежнева и Хрущева, Гагарина и Терешкову (ее выпущенную в единственном экземпляре «Чайку» белого цвета в гараже называли «белой вороной» — за уникальность, конечно), главнокомандующих армии во время Парадов Победы и т.д. Каждая из этих машин – по-своему передовое детище науки: системы безопасности, кондиционирования, амортизации на них ставились такие, о каких массовый автопром мечтал еще долгие годы. Впрочем, и внешне представительские автомобили поражали и продолжают поражать воображение; любая деталь – от габаритного огня до стрелки спидометра – делалась изящной и элегантной.

На фоне автоклассики представительские «Медседесы», на которые пересела политическая элита в 90-х, смотрятся топорными коробками – хотя, разумеется, по степени комфорта и защиты эти машины намного превосходят предшественников. Кстати, на «Олдтаймер-галерее» на этот раз можно было увидеть и полностью укомплектованный – с мотоциклами и машинами сопровождения – президентский кортеж, а также посмотреть, как менялась форма сопровождающих первых лиц государства.

В тему:

Пыль времен — штука раритетная

В жизнь любителей автомобильного ретро входит новое слово – барнфайндинг.

Где-то в гаражах, во дворах, в чьих-то старых сараях стоят вчерашние мечты и надежды – то, что было лакированным и блестящим, покрывается патиной, ржавчиной и пылью времен. Эти автомобили, среди которых есть редкие, ценные и уникальные экземпляры, коллекционеры готовы приобретать за большие деньги. Но не для того, чтобы бережно восстанавливать до того состояния, словно машина только что сошла с конвейера – нет, их оставят и будут хранить «как есть», оберегая каждую пылинку.

Так произошло с шестью автомобилями из легендарного «гаража Байона». Роже Байон, французский транспортный магнат, в 50-х годах начал скупать старинные машины – он собирался создать крупнейший в Европе автомобильный музей, но помешало банкротство. Его покупки ржавели под навесом в поле – потомки считали, что этот ржавый хлам годен только на лом. Потом гараж «открыли» эксперты – и обнаружилось, что коллекция потянет на десятки миллионов долларов. В прошлом году 60 машин было продано с аукциона. Шесть из них приобрел российский коллекционер. На «Олдтаймер-галерее» их выставили для широкой публики в первый и, возможно, в последний раз.

Из Франции раритеты доставили так, чтобы пыль и ржавчина не осыпались. На выставке специально для этих машин устроили ангар, в котором была воссоздана атмосфера старого темного сарая, где десятилетиями стоят без движения прекрасные автомобили – то ли спящие, то ли мертвые, как в пушкинской сказке. Следы времени – паутина в салоне, пыль на лобовом стекле, пятна коррозии на корпусе – были выделены светом.

«В реставрационных мастерских много старых машин, поэтому очередной автомобиль ничем особым не удивляет, — рассказал смотритель экспозиции. – Другое дело – реакция людей, которые приходят сюда. Некоторые с первого взгляда понимают, какая ценность и красота в этой вековой пыли, они ощущают дух времени. Есть те, кто считает, что эта выставка – первый этап аттракциона «было-стало», и через год-другой мы покажем эти же машины полностью отреставрированными. Третьи и вовсе думают, что это какая-то помойка: в первый же день, не успели мы отвернуться, кто-то написал в вековой пыли «Здесь был Кирилл».

ЦИФРА: 14,2 млн евро было заплачено за автомобиль Ferrari California Spyder из коллекции Байона.

Первые колеса страны

 делонеDelaunay-Belleville 40HP (1909)

На этом автомобиле французского производства ездил российский император Николай II. С нее начался Собственный Его Императорского Величества Гараж, многие модели из которого затем перешли «по наследству» новому правительству Страны Советов – в частности, на нем ездил Владимир Ленин.

зис-115(опять)ЗИС-115 (1949)

Эта модель была выполнена на базе ЗИС-110, первого советского послевоенного серийного автомобиля, и внешне ничем не отличалась от него. При этом личная машина «вождя народов» была оснащена стеклами толщиной 80 мм и пуленепробиваемыми шинами. На обычных ЗИС-110 всего этого не было.

зил-111в(еще)ЗИЛ-111В (1960)

На этой модели — в открытом лимузине серебристого цвета — Юрий Гагарин проезжал по улицам Москвы 14 апреля 1961 года, направляясь в Кремль после своего триумфального полета в космос. К слову сказать, ЗИЛ-111 сильно напоминал американский «Паккард», в свою очередь, заметно повторявший знаменитый «Форд Х-100».

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[contact-form-7 404 "Not Found"]