«На крылатых танках»

У нее есть еще подзаголовок: «Боевой путь 5-го штурмового авиационного корпуса, рассказанный его командиром на основе своих фронтовых дневников».

С автором ее, генерал-полковником авиации Николаем Петровичем Каманиным, мне довелось встречаться. Брать у него интервью, готовить очерки о подвигах и деятельности нашего славного земляка в условиях мирной жизни. Прежде всего, об активном его участии в спасении членов экипажа ледокола «Челюскин», потерпевшего 13 февраля 1934 года крушение в одной из самых отдаленных точек Северного Ледовитого океана. На допотопных, по нынешним меркам, самолетах отважные советские летчики вызволили тогда из ледового плена всех оказавшихся в беде.

В ознаменование этого подвига правительством была учреждена высшая награда страны — звание Героя Советского Союза. Среди первых семи лиц, удостоенных этого звания, почетное место занимает и фамилия нашего земляка. А было тогда ему всего 25 лет!

Вторая половина жизни Каманина, в значительной степени посвященная освоению советским человеком космического пространства, думаю, известна в общих чертах всем, кроме представителей юных поколений. Подбор и подготовка будущих космонавтов, участие в руководстве первыми выводами их на околоземную орбиту, в том числе и первопроходца космоса Юрия Гагарина, нашли широкое освещение в средствах массовой информации всего мира.

Подробно и ярко рассказал об этой поре своей деятельности и сам Николай Петрович в книге «Летчики и космонавты», вышедшей в свет в 1971 году. Есть в ней и страницы, посвященные теме Великой Отечественной войны. В том числе и о боевом пути 5-го штурмового авиационного корпуса. Но они и по объему, и по характеру повествования существенно отличаются от того труда, которым является книга «На летающих танках». В ней много впечатляющих документальных данных, подробностей, личных оценок автором тех или иных явлений и фактов действительности, характеристик некоторых весьма важных персон и «колючих» строк, которые сам Каманин, поразмыслив, иногда смягчал. Время для публикации всего написанного во всей полноте тогда, видимо, не приспело. Напомним, что ушел из жизни Николай Петрович в марте 1982 года.

Рассказывая о героических усилиях всего состава штурмового корпуса, автор фронтовых дневников не забывает показать, что война -это не только борьба не на жизнь, а на смерть разного рода боевых формирований и подразделений, в том числе летчиков в воздушных боях, но и тяжелая, порой неимоверно трудная, повседневная «будничная» работа.

Она, эта работа, требует систематически выполняемых мозговых «штурмов» со стороны командиров и штабных работников — по оценке обстановки и выбору средств и целей. Больших физических усилий — от составов батальонов, строящих временные полевые аэродромы и их обслуживающих. Смекалки и сноровки — от техников, готовящих самолеты к новым вылетам и занятых их ремонтом, в случае возможности это сделать.

За годы войны, подчеркивает Каманин, корпус перебазировался 48 раз и эксплуатировал более 400 аэродромов, из них более 300 выбранных и построенных своими силами. Технические службы и аварийно-эвакуационные команды вернули в строй сотни подбитых или серьезно поврежденных самолетов, которые в более спокойной обстановке подлежали бы списанию.

Большой ценностью книги «На летающих танках» является то, что в ней глубоко раскрывается образ и характер Каманина как военачальника. Его тщательно продуманный и расчетливый подход к делу, к выполнению возложенных на него обязанностей.
С огромным уважением он относился к такому военному понятию, как «рекогносцировка». То есть разведка противника и местности в районе предстоящих боевых действий лично командиром и офицерами штаба. Сроднившись фактически с легким и безотказным самолетом По-2, он с высоты изучал и оценивал интересующие его объекты. Определял места для строительства полевых аэродромов, посещал командные пункты армий, с которыми корпус взаимодействовал. За время войны Каманин сотни раз делал посадки, в том числе и очень рискованные, на площадки, выбранные с воздуха. «Но мне всегда везло в полетах, -с удовлетворением отмечает он. — За 40 лет летной работы я не потерпел ни одной аварии».

Не хочется ставить точку в рассказе о книге «На летающих танках». Надо особенно подчеркнуть, что нельзя ее читать по диагонали. Кроме повествования о боевом пути 5-го штурмового корпуса она содержит очень много сведений, интересных для любознательного читателя. Не могут не привлечь его внимание к рассказу автора о личных встречах со И.В. Сталиным, к развернутой им оценке его деятельности как Верховного Главнокомандующего, где развенчивается некогда высказанная Н.С. Хрущевым формулировка: «Сталин руководил действиями боевых армий по глобусу»…

Нельзя пройти мимо воспоминаний автора книги о Г.К. Жукове. О требовательности, а порой жесткости характера выдающегося полководца говорят различные источники. В какой-то мере они находят подтверждение и в книге. Но, затрагивая эту тему, Каманин дает высочайшую оценку Жукову как одному из главных организаторов крупнейших и важнейших боевых операций, принесших нашей стране и народу Великую Победу. И подчеркивает: это было большой удачей, что рядом с Верховным Главнокомандующим был человек такой воли и такого таланта.

Надо хотя бы в краткой форме коснуться и высоких человеческих качеств нашего славного земляка. Читая, а потом неоднократно перелистывая страницы книги «На летающих танках», чтобы освоить ее пространство, делаешь вывод, что главными чертами характера ее героя были исключительная целеустремленность, железная самодисциплина и трудолюбие. Вынужденный просидеть с начальством за праздничным столом несколько лишних часов, он вспоминает об этом эпизоде так: «Для меня эта «отсидка » была хуже гауптвахты. Я привык на завтрак, обед или ужин тратить по 10-15 минут. Каждую минуту — делу. Вот мой девиз».

«Нет времени написать письмо или сделать записи в дневник», — замечает он как-то. И все-таки находил его, записывал в дневник свои мысли по поводу, лаконично, но порой скрупулезно точно выделяя главные факты, данные, которые описывали боевой путь 5-го штурмового корпуса.

Книга «На летающих танках» — это своего рода летопись трудного, но славного пути.

СПРАВКА
5-й штурмовой авиационный корпус, который формировать и которым потом командовать с марта 1943 года довелось Н.П. Каманину, входил в резерв Верховного Главнокомандования. Основную ударную силу корпуса составляли самолеты-штурмовики Ил-2. Способные поражать различные цели с относительно более низких высот, чем бомбардировщики, они вели боевую работу, как правило, рядом с танками и пехотой, имея весьма мощное вооружение: реактивные снаряды, пушки и пулеметы, а также весьма значительную бомбовую нагрузку. Каждый из них мог обрушить на технику и живую силу врага около трехсот противотанковых бомб и еще пару подвесных бомб большей мощности. В ходе своего боевого пути корпус вел активную работу в составе фронтов, которыми командовали такие выдающиеся полководцы, как генерал армии Н.Ф. Ватутин, маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, И.С. Конев, Р.Я Малиновский. Выполняя задачи различного характера, 5-й штурмовой корпус внес значительный вклад в операции, способствующие освобождению Харькова и Киева, ликвидации мощной группировки вражеских сил, известной под названием Корсунь-Шевченковской, в форсирование соединениями нашей армии Днепра, взятие Будапешта…

Юрий КОРНИЛОВ

В тему:

Редкая книга

Автор материала — ветеран владимирской журналистики Юрий Корнилов -рассказал о том, как стал обладателем уникальной книги.

«Два экземпляра книги «На летающих танках» прислала мне из Москвы Маргарита Иосифовна Каманина, вдова младшего сына Н.П. Каманина Льва Николаевича. Я познакомился с ней и ее мужем в ходе подготовки очерка к столетию со дня рождения автора этой книги, и с тех пор мы поддерживаем плодотворные дружеские связи, в том числе и творческого характера.

В письме, сопровождающем посылку, Маргарита Иосифовна просит меня передать один экземпляр в областной музей или в библиотеку университета, а другой, как я понял, для подготовки печатного отклика на это издание, который ныне и публикуется.

Эту книгу она сама готовила к печати, исправляя грамматические ошибки, провела унификацию названий, фамилий, по карте уточняла географические точки боевых действий, используя свой опыт работы в качестве ответственного работника редакции главного литературно-художественного журнала страны «Новый мир» в пору его расцвета.

Обидно, что по недоразумению или иным причинам ее фамилия не указана ни в числе редакторов, ни в числе составителей этой книги. «Но главное, пишет она, что книга вышла — я выполнила свой долг перед Каманиными Н.П. и Л.Н.».

Но следует добавить, что один или два экземпляра книги «На летающих танках» не решат проблему долга перед Каманиным всех нас, тем более их земляков. Приобрести сотню-другую экземпляров ее для областных, городских и районных библиотек, учебных учреждений -это дело может быть успешно решено с помощью соответствующих администраций, общественных организаций и спонсоров, наконец».

ЦИФРА: 70 тысяч боевых вылетов совершили летчики 5-го штурмового авиационного корпуса во время войны

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение