«Мы едем, едем, едем…»

Собиралась я в Кольчугино к близкой подруге уже достаточно давно, и 25 декабря наконец-то свершилось — в путь! На машине, увы, добраться не получилось, но общественный транспорт выручил. По крайней мере, я так думала в начале своего неудачного путешествия. Владимирцам дали небольшой автобус красно-белого цвета, который подъезжая, издавал такие звуки, что сразу подумалось: «А доеду ли?!» Но — куда деваться?

Как только тронулись, под собой (а это была левая сторона автобуса) я услышала треск, и будто бы что-то с силой и скрежетом «переключается». Честно говоря, стало страшно! Но, осмотревшись вокруг, я убедилась – пассажиры спокойны, видно, к подобным звукам давным-давно привыкли. Со мной сидела молодая девушка.

— Простите, а вы часто ездите по маршруту Владимир-Кольчугино? — спросила ее. — Постоянно такие старые автобусы ходят?

— Езжу часто. А этот автобус ужасен, но он еще ничего. Вот как-то давали белый «ПАЗик», тогда было «веселье»!

— А вы куда-нибудь обращались, жаловались? — не унималась я.

— Нет, а смысл? Куда обращаться-то?

Я посмотрела на кабину водителя, и вот там-то висели документы – кому принадлежит данный «музыкальный» транспорт: ООО «Кольчугинский автобус».

— Так вон же, написано! И телефоны там есть… — задумалась я.

— Вы думаете, что-то изменится? Нам подадут новые автобусы? Нет, конечно. Откуда их взять-то? Едем и хорошо.

«Что ж, — подумала я. — Раз все спокойны, значит — это нормально. Попробую заснуть…» И как-то незаметно действительно «отключилась». Разбудил меня резкий стук… под автобусом. С транспортом явно было что-то не так! Попыталась протереть окно, но с обратной стороны оно было такое грязное, что мои попытки выяснить, где мы находимся, оказались тщетными. Вот тогда и взялась за «вайбер», написав подруге все свои умозаключения по поводу дороги до Кольчугино.

— Сколько себя помню, — ответила она. — Всегда по этому маршруту старые автобусы ходили. Вот до Москвы относительно новенький транспорт дают, а до Кольчугино: раз на раз не приходится…

И тут я почувствовала, что в автобусе окончательно что-то слетело, нас немного «перекосило» на левый бок (то есть на мою сторону), водитель умело увел транспорт на обочину. Мы встали. В автобусе все молчали. Никто даже не шелохнулся. Водитель спокойно и неторопливо открыл дверь, закурил, бросив малоразборчиво: «Вы пока покурите минут 15…».

Снова посмотрела по сторонам — люди сидели. Через 20 минут стало ясно — «перекур» затянулся. Тут уж народ стал переговариваться. До меня доносились обрывки фраз, вроде:

— А чего его спрашивать-то? Разозлим мужика, не починит — вообще здесь останемся…

Вышла. Водителя не видно. Он лежал под автобусом — гремел ключами.

— Извините, а скоро поедем? — поинтересовалась я.

— Как починю, — буркнул водитель.

— А если не почините? Вокруг лес, дорога… Мы, конечно, под Черкутино встали — это почти цивилизация, но как в такой ситуации быть?

— Мимо автобусы поедут — заберут вас.

Естественно больше со мной мужчина общаться не планировал, да и я стала соображать, как бы отсюда поскорее убраться! Холодно, кушать хочется, воду с собой не взяла. Сначала подумала о попутке, потом стало страшно — нарвешься еще на кого…

В это время из автобуса наконец-то стали выходить люди.

— Уже два автобуса мимо прошли! — обратилась одна женщина ко мне.

— Как?! Уже? — тут мне стало еще страшнее.

— Да, вон мужики сказали. Оказывается, те нас не увидели, мимо проехали! Теперь придется молиться, чтобы автобус все же починили.

— А как он поедет-то в таком состоянии?! А если его «занесет» или он перевернется?! — впала я в панику.

— Как-нибудь доедет, главное — починить. Часто езжу из Владимира в Кольчугино и обратно — всегда дают старые автобусы. Но в такой ситуации просто обязаны были прислать замену.

«Ага», — подумала я. «Обязаны», да не прислали. Спустя час водитель вылез из-под своего дряхлого транспорта и сказал: «Заходим! Поехали…» И вы не поверите, мы тронулись! Можно сказать, «полетели» — 20 км в час, «переваливаясь» с одной стороны на другую. Водитель в это время громко переговаривался с кем-то по телефону: «Народ-то пересадить надо бы!» Но мы ехали, ехали, ехали… и «приехали». Под Кольчугино снова встали. Правда, тут нас, наконец, пересадили. Одна из пассажирок в темных очках причитала – безобразие, мол. Оказывается, она сделала операцию на глазах во Владимире, и сейчас ей совсем нелегко добираться домой. Другая женщина выводила за руку ребенка, объясняя мужу по телефону, что на поезд или электричку она уже точно не успеет. В общем, до вокзала Кольчугина мы добрались уже в 20.00 вместо 18.00. И билет обратно я не успела купить, потому что он был закрыт. Так закончилось мое приключение под названием: «Мы едем, едем, едем… в далекие края».

Перед новым годом я, конечно же, не стала звонить в ООО «Кольчугинский автобус». А зря! Пообщавшись с Сергеем Владимировичем Харитоновым, директором данной компании, уже 11 января, когда люди вышли с «зимних каникул», я поняла: о ситуации он ничего  не знает, ему никто не докладывал, а разбираться надо было по «горячим следам», но он сделает все от себя зависящее чтобы понять — как так произошло. Ну… что же, и мы тоже подождем! Получается, что никто из нас не застрахован, когда садится вот в такой вот старенький автобус «Владимир-Кольчугино»…

 Мнение юриста

 Что делать, если вы «застряли» на междугороднем автобусном рейсе и опоздали на другой транспорт?

Отвечает Эдгар Аракелян, специалист юридической фирмы «Кузин и партнеры»: Перевозка пассажиров междугородним автобусным транспортом регулируется Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно п. 13 ст. 34 названного закона перевозчик обязан  уплатить пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение 10 дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Однако необходимо понимать, что если поломка произошла, например, вследствие ДТП, виновником которого стал иной транспорт, то автобусная компания не несет ответственность за какие-либо задержки. В описанной ситуации, пассажир также вправе потребовать компенсации убытков и морального вреда, которые вызваны тем, что человек опоздал на поезд или электричку. Тем самым, автобусной компании можно предъявить убытки, связанные с необходимость купить новый билет на поезд, а также компенсацию морального вреда, вызванного данной задержкой.