Историческая реконструкция древнейшей иконы «Богоматерь Боголюбская»

100 лет исследований. Столько потребовалось реставраторам, чтобы возродить древнейшую икону «Богоматерь Боголюбская». Икона была написана в середине 12 века по заказу князя Андрея Боголюбского, долгое время ее считали утраченной. Пять поколений реставраторов прикладывали силы, чтобы восстановить реликвию. Ход уникальной реставрации презентовали в столичном научно-исследовательском центре имени Грабаря в Москве. Наталья Зобнина стала свидетельницей этого исторического события.

 ЕВЛОГИЙ, МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ

 Смысл этой иконы — в вечности. Она показывает наши общие радости. Еще и живое наше вечное бытие. Если на него взирают молящиеся, и как спасающую род человеческий. Огромное вам святое, благодатное спасибо! 

Оригинальной иконы на выставке нет. Это ее копия в натуральную величину. Сам подлинник находится на карантине в реставрационной мастерской Владимиро-Суздальского музея-заповедника, доступ к нему имеют только специалисты. Реликвию не будут экспонировать еще два года. Причина — хрупкость иконы. За время карантина эксперты разработают принципы и условия, при которых можно выставлять экспонат на обозрение.

ИЛЬЯ РУДЕНКО, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР МАСЛЕНОЙ ЖИВОПИСИ

Во-первых, нужно посмотреть, как будут вести себя материалы, которые в нее введены при реставрации. И со временем как они поведут себя – не понятно еще. Вернее, понятно, но не до конца.

Выставка в Центре академика Грабаря — своего рода публичный отчет о работе пяти поколений реставраторов. Икона была написана между 1158-1160 годами по заказу князя Андрея Боголюбского — после чудесного явления ему Богоматери недалеко от Владимира. Уникальные фотографии и документы Центра Академика Грабаря, а еще Третьяковской галереи и Владимиро-Суздальского музея-заповедника — это общий результат громадной работы реставраторов за последние семь лет. Можно смело сказать, что основная фаза реставрации древнейшей иконы завершена. В истории Центра Игоря Грабаря такого опыта еще не было.

АЛЕКСАНДР ЛЕСОВОЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ВХНРЦ ИМ. И.Э.ГРАБАРЯ

Наши сотрудники провели томографию, 3-D сканирование, и только тогда узнали, что под всеми записями поздними, а их было порядка 20-ти, находится лик Богоматери 12 века, и он присутствует по сохранности более 80%. Это удивительный случай.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Эта икона божьим промыслом прошла через века, и дошла до нас. Потому что сто лет назад очень известный исследователь древнерусского искусства говорил о том, что, к сожалению, икона склоняется к полной утрате. И вот прошло сто лет, и сегодня мы можем говорить о том, что икона возродилась!

Впервые древний образ иконы был осмотрен в 1918 году под руководством самого Грабаря. Состояние святыни было тяжелейшим. Доска совсем обветшала, наполовину осыпался левказ. По выражению искусствоведа Александра Анисимова, бесчисленные вторжения в живописный слой довели икону до состояния «археологической руины». Но современные технологии, по словам художника-реставратора Александра Горматюка, позволили экспертам сделать огромный шаг вперед в реставрационном искусстве. Именно Горматюк в течение последних трех лет реставрировал святыню.

АЛЕКСАНДР ГРОМАТЮК, РЕСТАВРАТОР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ЦЕНТРА ВХНРЦ ИМ. И.Э.ГРАБАРЯ, КАНДИДАТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

Очень серьезный жизненный этап, наверное, закончен. Я это могу сказать, что, ну, как в церковной практике говорят, что человек всегда должен быть готов к смерти. Ну я, наверное, готов. Так что – до свидания.

Подлинник покажут широкой публике, как только эксперты будут уверены, что икона хорошо себя чувствует. А вот столичную выставку привезут в Палаты уже в этом году, и результат столетнего труда смогут оценить владимирцы и все гости областной столицы.

Наталья Зобнина, Алексей Сорокин.