18+

Дорожные войны гасит Фемида

Однако в прошлом году наши земляки доказали, что быть сутяжниками не только утомительное занятие, но и денежное. Причем некоторым удалось успешно судиться даже с казенными конторами.

Люком в днище

Депутаты Владимирского городского Совета регулярно принимают решения о выделении бюджетных средств на выплаты по решениям суда в пользу горожан. В первую очередь, речь идет о компенсациях автолюбителям. В год набегает больше миллиона рублей. Депутаты предыдущего созыва даже подумывали переложить часть финансовой ответственности на чиновников, обязанных следить за нормативным содержанием дорожного покрытия.

Юрист Алексей Монахов защищает в судах автолюбителей, разбивших машины из-за плохих дорог или упавших деревьев, сосулек, снега. На его взгляд, подобного рода дел могло быть значительно больше. «Многих останавливает факт сбора доказательной базы, — говорит он. — Материальные претензии необходимо грамотно обосновать. Часто это не получается, поскольку сложно установить причинно-следственную связь между ДТП и ненормативным содержанием дорожного полотна. Тем более, если произошла авария с участием нескольких авто. Например, машина вылетела на «встречку» из-за выбоины на дороге или колеи. И «собрала» еще несколько авто».

Алексей Михайлович рассказывает, как завершился судебный процесс автолюбителя к МУП «Владимирский водоканал». Прошлой зимой машина наехала на люк, который открылся с такой силой, что массивный джип ощутимо подбросило. Удар в днище повредил раму.

Автолюбитель оценил поломку в 362 тыс. рублей. «Представители водоканала были готовы решить вопрос в досудебном порядке, пока не услышали сумму претензий, — рассказывает Алексей Монахов. — Они не согласились с ней и попросили суд провести экспертизу. Сумма снизилась до 216 тысяч рублей, которую в итоге и пришлось выплачивать ответчику по суду».

А вот автолюбитель, воочию увидевший, как на его «Фольксваген Гольф» с треском «укладывается» дерево, сумел договориться с управляющей компанией без суда. Было заключено досудебное мировое соглашение, по которому горожанину возместили убытки немногим менее 30 тысяч рублей.

По мнению юриста, за защитой к профессионалам не идут в массовом порядке и еще по одной причине. Дорогие автомобили страхуют по КАСКО. А значит, в любом случае могут рассчитывать на компенсацию.

Кто хозяин?

Алексей Монахов приводит еще один пример: «Субару» попал в яму, и автомобиль серьезно повредился. Ущерб составил более 100 тысяч рублей. Одна из сторон просила привлечь в качестве ответчика МКУ «Благоустройство», чтобы компенсировать часть затрат. Однако, в суде будет установлена мера ответственности и самого водителя.

Можно смеяться или плакать над одной из норм ГОСТа (кому как повезет!), но для ям есть свои ограничения. Вот стандарт: глубина — 5 см, длина — не более 15 см, ширина — до 60 см. Возможно, это своеобразное российское ноу-хау, но куда деваться? Во Фрунзенском районном суде г. Владимира в прошлом году рассмотрели порядка 10 дел, в которых ответчиками фигурировали два основных муниципальных предприятия, ответственных за нормативное содержание городских дорог. Судья Ярослав Глебовский говорит: самое сложное бывает определить, кто виноват.

«Представители ответчика часто пытаются переложить вину друг на друга, — говорит он. — Например, в ходе одного из судебных слушаний администрация города утверждала, что объявлен аукцион, и до подведения его итогов невозможно определить ответчика. Суд решил, что до момента заключения договора обязательства по нормативному содержанию дорог лежат на органах местного самоуправления».

Подчеркивая, что хозяин у дороги должен быть всегда, Ярослав Александрович перечисляет, в чьей компетенции остаются дороги столицы области: ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва — Нижний Новгород Федерального дорожного агентства» (находится в Ногинске), на балансе администрации г. Владимира, ТСЖ или управляющих компаний и в аренде.

«Федеральная трасса — самый обустроенный вид дороги, — говорит судья. — Проблемы возникают только на границах ответственности с городом Владимиром — на съездах и выездах. Здесь бывают я мы. Сама трасса содержится в хорошем состоянии. Бывает, мы долго выясняем в судах, где проходит граница ответственности администрации города Владимира и Управления дороги. Подсудность дела возникает, если ответчик установлен надлежащим образом», — поясняет судья Глебовский.

В пользу граждан

Если в такого рода ДТП нанесен вред и имуществу, и здоровью гражданина, то он может подать иск по своему месту жительства. Если же пострадал только автомобиль, то по месту нахождения ответчика. Бывает, что приходится изрядно побегать, прежде чем его найдешь. Ярослав Глебовский приводит пример с новой дорогой в микрорайоне 8-ЮЗ. Движение там открылось до момента официального принятия ее на баланс города. «Ограждающие знаки не поставлены, не было элементов дорожной инфраструктуры, а уже пущены автобусы, — говорит наш собеседник. — Позже выяснилось, что канализационные люки превышали установленные нормативные требования. И были обращения в суд. Ответчиком стал застройщик».

В 90% случаев суд в прошлом году принимал сторону рядовых граждан, делая вывод, что органы местного самоуправления не содержат дороги в нормативном состоянии.

Как отметил судья, в основном ДТП из-за ненадлежащего содержания дорог происходят весной или во время строительных работ. «К примеру, были обращения по факту нанесения ущерба автомобилю из-за рассыпанной гранитной крошки, — говорит Ярослав Александрович. — Мы во всех случаях ведем речь о дорожных условиях, которые не соответствуют нормативному содержанию проезжей части дороги. И также ямы, наличие колеи, открытые люки — все это является нарушением технологии проведения ремонта».

В суде чиновникам напоминают: недостаток бюджетных средств не является основанием для отказа истцам в иске. Однако данная категория дел по сравнению с иными делами, связанными с ущербом от ДТП, удовлетворяется на у ровне 10 -20% от общего количества.

Судами по нечищеным дорогам?

Но и пешеходы могут добиваться сатисфакции за передвижение с риском для жизни по безобразным дорогам. Роман Бобрецов, председатель Правления ВООО по защите прав потребителей «Содействие», подчеркивает, что ежегодно в зимний период в городе ужасающая статистика по травмам.

«На эти случаи тоже распространяются положения закона о защите прав потребителей. Ведь в данной ситуации речь тоже идет о ненадлежащем содержании дорог и значительных убытках пострадавшего. Граждане трудоспособного возраста теряют работоспособность, а бедные бабушки при падении часто еще и ломают шейку бедра. И здесь расходы на лечение и реабилитацию могут быть очень значительными. Кроме того, возможно добиться компенсации утраченного заработка. Я призываю пострадавших обращаться в суд!» — говорит юрист.

Он обращает внимание не только на необходимость предоставления суду справки о полученной травме или причиненного ущерба здоровью из медучреждения. «При падении некоторые вызывают «скорую», что автоматически подтверждает сам факт обращения за медпомощью. Но обязательно надо найти свидетелей, взять их координаты. Если упал в магазине, на его ступеньках, то в книге жалоб и предложений нужно зафиксировать этот факт», — советует Роман.

ПАМЯТКА

Первое, что должен сделать автолюбитель, ощутивший непреодолимое сопротивление плохих дорог, — зафиксировать факт ДТП.

Остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать инспектора ГИБДД.

Факт присутствия на дороге ямы, выбоины или иного элемента дороги, приведшего к аварии, должен быть отражен в протоколе с указанием координат.

Если обстоятельства ДТП очевидны госавтоинспектору — зияет на дороге внушительная яма, то он сам может установить вину органов местного самоуправления. Тогда автолюбитель вправе обратиться к администрации в досудебном порядке.

Если ОМСУ не согласны платить в добровольном порядке — обращайтесь в суд.

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение