Деревенский этикет

Этот документ устанавливал чины и старшинство для всех видов службы: военной, в том числе во флоте, гражданской и придворной и даже в столь специфической отрасли, как горное дело. «Табель о рангах» регламентировал карьеру и взаимоотношения офицеров и чиновников, но в старину практически в любой из социальных групп в России существовала своя, пусть и неписаная иерархия. И крестьянское население вовсе не было исключением. Особенно любопытно, каким образом с этим обстояло дело в нашей Владимирской губернии.

Абы как не подойдешь

Если при дворе и в светском обществе существовал строгий этикет приветствия и разговора, то и в крестьянской среде абы как к односельчанину было не подойти и не заговорить. Член Владимирской ученой архивной комиссии выпускник Владимирской духовной семинарии Сергей Недешев приводит интересные подробности взаимоотношений крестьян Подольской волости Владимирского уезда в 1890-е годы:

«При встрече крестьяне кланяются друг другу, снимают шапки, называют по имени-отчеству. Невестка, вступающая в дом мужа, величает именем-отчеством даже малолетних деверей и золовок. Вежливая форма обращения — отличительная форма писем».

Дьякон села Семеновское Владимирского уезда Иван Рождественский рассказывал про обычаи крестьян Петроковской волости той же Владимирской округи: «При встречах мужчины снимают шапки и подают друг другу руки. Женщины кланяются и здороваются. Женщины приветствуют мужчин по имени-отчеству, иногда просто по имени, добавляя к нему в таком случае «дядя».

Священник Александр Петрович Дебрский из погоста Дебри Сарыевской волости Вязниковского уезда свидетельствовал: «Обращения крестьян друг к другу зависят от возраста, семейного положения. Так, парни и девушки здороваются по имени-отчеству, при этом люди старшего возраста называют молодых по имени. Замужние женщины обращаются друг к другу лишь по отчеству (например, Ивановна, Петровна, Кузьминична). Как и кому кланяться и перед кем снимать шапку, определено долгим опытом и закреплено в правилах-обычаях. При встрече людей одного достатка приветствия одинаково вежливы. При встрече же богатого с бедным последний снимает шапку и кланяется, в то время как богатый только приподнимает ее. Подобное приветствие бывает и при встрече с особо почитаемыми представителями власти».

Диакон села Домнино Ляховской волости Меленковского уезда Петр Каманин описывал нормы общения местных крестьян так: «Взрослых величают по имени-отчеству, парней и девушек по имени или по фамилии. Здороваясь, снимают шапки, кланяются и подают руки. При прощании говорят: «Заходи, Иван Фомич, коли нето повечерку, от нечего делать — чайку попить».

И в Домнино если равные по положению мужики общались между собой «ласково и уважительно», то богатые по отношению к бедным держали себя порой «презрительно и высокомерно». При этом Каманин замечал, что у крестьян «уважение приобретается гостеприимством, ссудой денег в долг, а презрение — скупостью, распутством, пьянством».

Встречали по одежке

Существовали темы, на которые в гостях можно и нужно было разговаривать. Например, о хозяйстве, о погоде, о прошедшем сенокосе, о ценах на базаре во Владимире, пересказывая то, о чем поведали странники или торговцы офени-коробейники (заменявшие тогда СМИ и Интернет в распространении всевозможной информации).

Известной поговоркой о том, что «по одежке встречают», владимирские крестьяне руководствовались на практике. Например, если приезжий человек был хорошо, «исправно» одет, то его обязательно пускали в дом и при необходимости предлагали ночлег. При этом таких людей крестьяне почтительно величали «ваша милость». К тем, кто был в форменной одежде, обращались «ваше благородие». А вот прохожего-бедняка, соответственно одетого, на постой пускали лишь в том случае, если приказывал сельский староста. То же самое относилось и к иностранцам, все равно богатыми или бедными те казались.

Действительный член Владимирской ученой архивной комиссии Иван Щеглов отмечал, что в селе Ляхи Меленковского уезда «гостеприимство не развито, но лиц влиятельных встречают с поклонами и стараются им услужить. Простому же человеку оказывается прием почти холодный. На ночлег в дом пускают, но скорее неохотно. При первом обращении отправляют в зажиточный дом. Впустив же человека в свое жилище, подробно обо всем расспрашивают».

А уже упоминавшийся выше Петр Каманин про обитателей соседнего с Ляхами села Домнино добавлял, что «торговцев, богатых крестьян и господ охотно пускают на ночлег, к лицам «низкого положения» (иноверцы, коновалы, нищие) относятся с презрением и в ночлеге отказывают. Иноверцев вообще считают людьми погибшими».

Вши по дружбе

Любопытно, что женщины-соседки относились друг к другу без особых церемоний, заходя в соседские избы запросто и, соответственно, гостями не считались. Соседкам были присущи взаимовыручка и взаимопомощь, причем порой в весьма неожиданных с современной точки зрения заботах, Например, известны факты, когда крестьянки Владимирской губернии помогали своим соседкам-подружкам… вычесывать и выбирать вшей! Эти насекомые прежде были достаточно широко распространены, а без помощи со стороны справиться с ними было весьма трудно. Но так как подобное занятие считалось чем-то почти интимным, то и звали помогать лишь самых близких соседок, которые не станут болтать.

Еще один характерный нюанс. Существуют многочисленные свидетельства о том, что во владимирских селах и деревнях рубежа XIX — XX веков мужчины считали себя выше женщин, что наглядно отражалось и в повседневном общении. При встрече с мужчиной женщине полагалось кланяться первой. При этом она ни в коем случае не могла перейти дорогу представителю сильного пола. Это считалось крайне предосудительным и очень невежливым, фактически селянки в подобных случаях уподоблялись… кошкам!

Деньги и репутация

В отличие от нынешнего времени, дарить подарки друг другу в крестьянской среде Владимирской губернии было категорически не принято, даже если семьи соседствовали и дружили. Приходя в гости, крестьяне могли принести лишь гостинцы малолетним детям хозяев (например, пряников или сахарных петушков на палочке) — это считалось приличным и допустимым. Но дарить что-либо взрослым могло сойти за оскорбление, так как указывало на то, что даримое хозяева не могут себе купить самостоятельно.

В целом благосостояние и богатство наряду с личными качествами и образом жизни служил главным мерилом уважения и достоинства владимирского крестьянина. Сергей Недешев, рассказывая о крестьянах Владимирского уезда, подчеркивал, что «умение нажить копейку служит в глазах местного населения мерилом для оценки ума, характера и вообще достоинства человека». И сегодня суждение нашего земляка почти 120-летней давности звучит вполне актуально. Впрочем, и тогда почти все вышеуказанные очевидцы единодушно указывали, что при любви к деньгам владимирский крестьянин в случае необходимости обязательно приходил землякам на помощь в работе и в какой-либо экстренной ситуации, причем бескорыстно.

В тему

Особенности ритуала приема гостей

• Приглашая в гости, говорили: «Гуляйте к нам!»
• Дома гостей встречали радушно с низкими поклонами.
• Угощая пришедших, приговаривали: «Получайте свою долю, занимайте свое место!»
• Если потчевали сластями, то непременно прибавляли «Позабавьтесь!».
• После угощения гости обязательно благодарили хозяев: «Спасибо за хлеб, за соль, будьте здоровы».

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение