18+

Ли Си-цын и Ван Ю-шин

Летчик-испытатель харьковского авиазавода № 135 Александр Павлович Деев, имевший богатый боевой опыт, в очередной раз подал рапорт о направлении в действующую армию и вновь получил отказ. Он рвался на фронт, но каждый раз ему говорили, что опытный летчик необходим в тылу — надо испытывать новые самолеты. Точно так же пытался добиться отправки в армию, бить стервятников люфтваффе герой Петра Щербакова — летчик-инструктор Слава Уфимцев в классическом советском кинофильме «Добровольцы». Однако в отличие от Уфимцева Дееву не повезло.

Вместо фронта его отправили в глубокий тыл — в город Пермь, куда был эвакуирован 135-й авиазавод. Там летчик Деев продолжал испытывать легкие бомбардировщики Су-2, атакуя не асов Геринга, а местного военкома. И по-прежнему безуспешно. В том же 1942-м ему удалось перевестись в Москву для испытаний бомбардировщиков Ил-4. Казалось, фронт стал ближе. Но тут летчика-испытателя отправили в командировку в… Китай, испытывать истребители, которые собирались на военном заводе № 600, расположенном близ города Урумчи в китайской провинции Синьцзян. Это был тыл вдвойне — за тысячи верст от западного фронта и далеко от другого фронта — китайско-японского…

В небе Китая

Тогда Китай вел войну с милитаристской Японией. Советские летчики сражались в китайской военной форме на самолетах с опознавательными знаками ВВС Китая. Фактически Деев стал одним из прообразов легендарного летчика Ли Си-Цына — собирательного образа советского аса, неофициально воюющего за чужую страну под переделанной на местный лад русской фамилией.

Об участии капитана Деева в войне против японских асов почти ничего не известно. Эпопея наших летчиков в Китае была засекречена. Однако Александр Павлович вернулся оттуда с орденом Красной Звезды… Очевидно, китайский опыт Деева учитывался в августе 1942-го, когда его направили летчиком-испытателем на авиазавод № 600 примерно в 40 километрах от столицы северо-западного Китая Урумчи. Там вдали от войны он проработал почти целый год до июля 1943-го, после чего его перевели на авиазавод № 1 в Куйбышеве, где до августа 1944-го Деев испытывал серийные «летающие танки» — штурмовики Ил-2. Потом опытнейшего летчика-испытателя направили на авиазавод № 381 в Москву, где Александр Павлович поднимал в воздух новейшие истребители Ла-7. За успешную работу его наградили вторым орденом Красной Звезды. А на фронт он так и не попал и не сбил ни единого немца.

Смерть на Ходынке

Зато в январе победного 1945 года Деева пригласили на работу в Отдельное конструкторское бюро авиазавода № 155, главным конструктором которого был знаменитый Артем Микоян — творец легендарных МиГов. Там Деев испытывал новый скоростной высотный истребитель И-225, причем первым поднял эту машину в воздух. В апреле 1945-го, уже в самом конце войны, Александр Павлович приступил к испытаниям экспериментального истребителя И-250 (другое обозначение МиГ-13), оснащенного комбинированным воздушно-реактивным двигателем. По тем временам это была почти революционная машина. На ней летчик Деев превысил порог скорости в 800 км в час, установив новый рекорд — 825 км в час.

Тогда летать на такой скорости было делом смертельно опасным. Самолеты еще не были рассчитаны на подобные нагрузки. Узнав о достижении отважного летчика, конструктор Микоян обнял его и подарил свой личный легковой автомобиль — трофейную иномарку из Германии.

А 5 июля 1945 года Александр Деев с Ходынского аэродрома (имени Фрунзе) отправился на МиГ-13 в очередной испытательный полет. Когда истребитель набрал высокую скорость, неожиданно раздался громкий треск, машину повело в сторону, она стала терять управление. Потом выяснилось, что от перегрузки разрушился стабилизатор. Летчик до последнего пытался спасти уникальную машину. Когда же понял, что катастрофы не избежать, успел открыть фонарь кабины и выброситься с парашютом. Парашют вытянулся, раздался хлопок, и затем купол за секунду-другую должен был наполниться воздухом. Но этих секунд (или даже одной секунды) Дееву не хватило, слишком мал был запас высоты.

Самолет и летчик упали почти одновременно неподалеку от нынешнего столичного метро «Аэропорт». Похоронили Александра Деева с воинскими почестями на московском Введенском кладбище. До своего 37-го дня рождения он не дожил менее двух месяцев.

Цитата
На фоне героических летчиков с множеством боевых наград капитан Деев, отмеченный лишь двумя орденами, оказался фактически позабыт. В Коврове, где прошла юность летчика-испытателя, о нем сегодня тоже уже не помнят.

Русские китайцы

О войне в Китае в 1939-м и 1940 гг. вышли книги «Крылья Китая. Записки военного летчика» и «Записки китайских летчиков». Их авторами числились китайские пилоты, но на самом деле ими были советские журналисты Юрий Жуков и Юрий Корольков. Упоминаемые там летчики фигурировали под «китайскими» именами, такими, как Ван Ю-шин, Ли Си-цын, Ху Бен-хо, хотя в действительности это были Ванюшин, Лисицын и Губенко… С тех пор «китайское» имя Ли Си Цын стало собирательным наименованием наших летчиков «под прикрытием», в том числе и в корейской, и во вьетнамской войнах.

В тему

Юность героя

Сейчас имя Александра Деева в Коврове почти позабыто. Но юность этого человека прошла именно в городе на Клязьме.

Саша Деев вырос в Коврове в 1920-е годы, в пору голода и разрухи, а потом — расцвета НЭПа. Тогда летчики были кумирами и детей, и взрослых, и не удивительно, что подросток мечтал стать пилотом. Он отлично учился, бегал на крутой речной берег, под которым дымили проходящие мимо пароходы, смотрел с откоса напротив вокзала на проносящиеся вдаль поезда, потом увидел первый самолет…

В Коврове Деев успешно, почти на одни пятерки окончил школу-семилетку, поступил в профтехшколу, вступил в комсомол. Впереди маячила проходная Ковровского инструментального завода № 2 — так тогда именовался нынешний Завод им. В. А. Дегтярева. Однако стать заводчанином Дееву не довелось.

В 1926 его призвали в ряды РККА. Провожала его до станции целая толпа друзей и знакомых — под гармошку с песнями и частушками. Сначала была 2-я Московская артиллерийская школа, потом — Школа зенитной артиллерии РККА в Севастополе. Так Деев стал командиром-зенитчиком. Но он по-прежнему был верен своей юношеской мечте — выучиться на летчика. И в 1934 году в 26-летнем возрасте поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу, успешно окончив которую в 1936-м, был назначен командиром звена авиаотряда все того же Севастопольского училища зенитной артиллерии (бывшей школы).

Там к 1939 году военный летчик Деев дослужился до капитанского звания. А потом неожиданно уволился из ВВС и пропал! Как оказалось, он был переброшен далеко на восток — в Китай.

Цифра

5000 советских граждан — военных советников, инженеров, техников и летчиков участвовали в войне Китая против Японии в качестве добровольцев.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение