Вбиваем гвоздь в теории

Одни родители возмущались тем, что их чада готовят салаты дома и фотографируют их для оценки. Другие пытались рассуждать на тему, что время неумолимо бежит вперед, и это нормально! Ну а мы ускоренно вспоминали наши уроки оборудованной труда. Когда мальчики без разных «инноваций» в специально мастерской изготавливали разные полезные вещи: скалку для мамы, разделочную доску для бабушки или какую-нибудь несложную деталь для папы. Ребята действительно «трудились» — от слова «труд»! А девочки в это время пекли пироги в самой настоящей (пусть и старой) духовке, накрывали стол и приглашали мальчиков отведать угощение. Никаких компьютеров — работа головой и руками.

Сегодня многое изменилось: детали мальчики на станках не мастерят, а девочки пытаются приготовить блюдо «через Интернет». Хорошо это или плохо? Сложный вопрос. Мы решили привести для примера две разные точки зрения — родителя и учителя.

Иллюзия труда

Анна Морозова, 42 года, мама владимирского восьмиклассника-гимназиста:
— Мой сын Александр за прошлый год исписал толстую тетрадь теории по предмету «труд» или «технология» (кто как называет!). Пролистывая ее, я не могла понять главное — зачем все это нужно без практики? И почему вырезанный из дерева гриб — это максимум, что сегодня могут преподать на таком важном уроке? Для того чтобы научиться забивать гвоздь, не нужна теория в тетради. Бери в руки молоток и работай! Или раньше, как мне рассказывает мой муж, они на уроках труда мастерили металлические детали на специальном станке. Мальчишке было интересно его изучать: из чего он состоит, как работает. И, конечно же, ребята росли настоящими мужчинами! В прошлом году я была очень удивлена нашему домашнему заданию — сыну нужно было пришить погоны на рубаху. Самому. Нет, это полезный навык, но как же так сегодня получается, что мы растим не мальчиков, а девочек?! Еще больше меня удивила просьба сына купить ему упаковку резиночек, из которых его одноклассницы на уроках труда мастерят браслеты. Учителю труда и мальчикам настолько понравилось идея, что они решили тоже этим заняться. Я понимаю, что сейчас меня начнут ругать, мол, «сегодня все плетут из резиночек», но ей-богу — меня это пугает! Летом на даче моего сына-восьмиклассника учил пользоваться молотком и пилой его дед. Они вместе забивали гвозди, пилили доски. И я увидела результат. Мы с мужем уверены, что современные уроки труда — это лишь иллюзия труда. Ребенок не получает тех навыков и знаний, ту практику, которая действительно может помочь ему в жизни. И уверена, что совсем скоро наши мальчики забудут, как держать в руках настоящие инструменты. Потому что это «не круто». Модно — зубрить теорию и изучать табуретки по картинкам в интернет-магазинах. На этом, увы, «труды» заканчиваются.

Технологии идут вперед!

Светлана Пименова, зам. директора по УВР школы №46 г. Владимира. Педагогический стаж работы 36 лет, из них более 20 лет — учителем трудового обучения, технологии в межшкольном учебном комбинате и в школе.
— Моя трудовая деятельность начиналась еще «до перестройки», поэтому сегодня я смело могу сравнить уроки труда в те времена и сегодня. Дело в том, что изменились задачи предмета. Он теперь и называется не «труд», а «технология». Главной его основой остался труд детей, но важно, чтобы учащиеся понимали технологичность процессов труда в разных областях деятельности. Так построены рабочие программы предмета. Составить «технологическую карту» токарной обработки детали (как ранее мальчишки работали на токарных станках) или технологическую карту изготовления фигурки — по сути это одно и то же. Ученик должен понять, что существует последовательность обработки или сборки; применяется определенный инструмент, затрачивается конкретное время и пр. Я понимаю, что ностальгия у людей, конечно же, присутствует по прошлому и «работе на станках». Но не забывайте, что эти самые станки были еще на вооружении и на предприятиях, которые были закреплены за школами! И их надо было налаживать, обслуживать, покупать инструменты, металл и пр. Если взять современные технологии, то было бы странно, если бы мы сейчас вместо станков с программным управлением брали устаревшее оборудование и продолжали на нем учить детей. Чтобы подготовить новое поколение к труду, важно, чтобы дети хорошо знали предмет «информатика». Программирование, моделирование — это основа современных технологий. На уроках, как и прежде, ученики работают в мастерских и на пришкольном участке. Ребята не только вооружаются трудовыми умениями и навыками, но и приобретают такие качества, как ответственность, умение сотрудничать в коллективе, целеустремленность. Все работы, выполняемые детьми, носят практико-ориентированный и творческий характер. Ежегодно управлением образования проводятся выставки технического творчества или декоративно — прикладного искусства учащихся. Кстати, одна из таких выставок будет проводиться с 16 по 21 ноября! Что касается «салата на дому», то я бы не спешила ругать учителя, если такая ситуация действительно была. В соответствии с новыми ФГОС, учитель не только должен дать какие-то знания, а научить детей применять их в повседневной жизни. Если в школе мы приготовили салат по определенной технологической карте, то можно дать на дом задание приготовить и другие салаты из тех же продуктов. Если процесс сфотографировать, то это уже определенный отчет о проделанной работе! Задача родителей — не выполнять задание за школьников. У нас общие интересы: научить детей трудиться, отвечать за результаты своего труда, а также творчески подходить к любому делу. И, кстати, если ученица умеет фотографировать и делать презентации, переносить все это на компьютер, то значит она — современная школьница.

Фото: https://fabula.club/posts/2272-pervaja-vesch-sdelannaja-svoimi-rukami.html