Медвежий угол деревень-призраков

Камешковский и Суздальский районы там граничат с Савинским и Лежневским районами Ивановской области. Дебри там еще те, часто попадаются заболоченные участки, тянущиеся на километры. Оказавшийся в глуши на стыке двух регионов, этот край стал неформальным заповедником, сказочным царством, причем местами с почти мистическим оттенком.

Веретевский погост

1Один только Веретевский погост на маленькой речке Возотьме на краю Дюкова бора чего стоит. Уже не первый десяток лет заезжие любители экзотики распространяют про это бывшее село, когда-то стоявшее на торной дороге из Суздаля в сторону Коврова, самые невероятные слухи. И голоса-де там потусторонние звучат, и призраки являются. При этом с невероятными подробностями рассказывают реальную в своей основе историю об ограблении и поджоге веретевского кирпичного храма, возведенного в 1802 году в честь Смоленской иконы Божией Матери. Налет на погост произошел где-то в начале 1960-х гг. Будто бы тогда бандиты заживо спалили доживавшую свой век при закрытом храме старушку-монашку, а та, умирая, прокляла и налетчиков, и то забытое Богом место.

Интернет пестрит свидетельствами того, как на снимках заброшенного храма в Веретево, высокая трехъярусная колокольня которого с обрушенным шатром кровли напоминает заколдованный замок, в зияющих провалах окон будто бы виднеются непонятные тени — то ли привидения, то ли просто последствия плохо протертого объектива. У забредших туда любителей экстрима, по их словам, то неожиданно начинает болеть голова, то они вдруг начинают испытывать необъяснимые приступы страха. Правда, некоторые из них в своих опусах чистосердечно расписывают, как перед марш-броском в лесной погост принимали на грудь…

Черные копатели
На самом деле, ничего паранормального там нет
(доводилось и мне там бывать — призраков не видел), хотя когда-то оживленное место и центр обширного прихода, превратившееся в уединенный уголок с заброшенным храмом, на самом деле представляет собой грустноватое зрелище. Прежде проходивший там торный тракт, для которого через болота были устроены и постоянно ремонтировались крестьянами деревянные настилы — гати, давно пришел в упадок и местами почти исчез.

А вот поваленные белокаменные резные памятники прошлых веков на бывшем сельском кладбище и изрытая «черными кладоискателями» земля вокруг, включая нарушенные старые могилы, действительно выглядят жутковато. Причем жуть по большей части в том, что святотатцы-гробокопатели — вовсе не тени прошлого, а кошмар настоящего. Может, и про привидения на погосте эти «туристы» специально придумывают, дабы не мешали любопытные их отвратной «работе»!

На курьих ножках

3Однако даже те, кто специально идет посмотреть на Веретево, нередко подолгу блуждают по лесной чаще и, случается, попадают к заветной цели далеко не с первой попытки и не в первый день. Что же касается походов в глубь Дюкова бора к почти исчезнувшему селению с одноименным названием Дюков Бор, когда-то являвшемуся центром лесного промысла, то там и вовсе можно потеряться с концами. Вроде до «большой земли», например, села Большое Борисово Суздальского района, где есть асфальт и иные блага цивилизации, по прямой всего десяток километров. Но гладок этот путь только на бумаге топографических карт. В действительности на этой «прямой» километров на 5-6 простирается поросшее нехоженым лесом Горелое болото с непроходимыми топями.

Там даже деревни-призраки есть. Например, Черноха — давно уже нежилое селение с остатками прежних крестьянских усадеб в кольце болот. Порой ее даже с современными навигаторами не могут найти. Говорят, что Черноха иногда словно плывет вместе с туманом — этакий заповедный град Китеж на глухой окраине знаменитого на всю страну Суздальского района, словно стелящийся над поверхностью земли и открывающийся лишь избранным.

А иногда и далекие от мистики грибники и ягодники (в Дюковом бору в болотистых местах в сезон полным-полно клюквы) на лесных полузвериных тропах встречают нечто, что впечатляет с первого взгляда. Сначала даже и не сразу поймешь, что впереди. А потом перед тобой вырастает… сооружение на курьих ножках! Тут поневоле поверишь в то, что баба-яга существует наяву.

Но, оказывается, это постарались местные лесники. Кормушки для дюковского зверья они устроили в виде пресловутых избушек на курьих ножках! Искусно обработали стволы деревьев с мощными корнями. Именно такие подпорки со времен Древней Руси использовались в наших краях — в болотистой Мещере, клязьминской пойме и том же Дюковом бору для устройства изб и амбаров на заливаемой во время дождей и половодий местности.

Впрочем, в Дюковом бору того и гляди набредешь на настоящую избушку на курьих ножках и всамделишную бабу-ягу. И никто не знает, какие тайны скрыты в этом медвежьем углу. Кстати, медведи там тоже время от времени попа даются. А уж «следов невиданных зверей», причем больших и четких, там на глинистых нехоженых дорожках и вовсе предостаточно!

ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ
В славянской мифологии избушка на курьих ножках являлась местом перехода из земного мира в потусторонний. Поворачиваясь, она открывала свою дверь то в мир живых, то в мир мертвых! По другой версии, такая избушка и вовсе сторожевая башня на пути в царство усопших. К тому же и ноги у нее не курьи (куриные), а… курные! Дело в том, что древний погребальный славянский обряд предусматривал обкуривание дымом ножек такой избы-склепа, зачастую просто сруба с крышей без окон и дверей, в которую помещали покойника.