Два кресла под одного начальника

Почти уникальная ситуация сложилась сразу в двух сельских муниципальных образованиях Ковровского района — Клязьминском и Малыгинском. Пару лет назад там подали в отставку всенародно избранные главы Владимир Ершов и Надежда Рябкина, которые прежде неплохо работали и переизбирались на несколько сроков подряд. Вместо них на внеочередных выборах опять-таки всенародно избрали новых глав — Юрия Коростелева и Олега Рожкова. Однако в сентябре 2015 года грянули очередные выборы депутатов сельских Советов народных депутатов. Еще до них действующая модель управления муниципалитетом там была изменена на ныне почти повсеместно действующий во владимирском регионе порядок, когда глава муниципального образования фактически является председателем Совета, а глава администрации назначается по конкурсу.

Так как в Клязьминском и Малыгинском МО в нынешнем году закончился срок полномочий органов местного самоуправления, то было бы естественным, чтобы и главы сложили свои полномочия, а их преемники выбирались бы в соответствии с новой моделью органов местного самоуправления. Однако, как пояснили в райадминистрации, срок полномочий соответствующих глав до очередных выборов, якобы, не был ранее оговорен, почему они и остаются до конца четырехлетнего срока, исчисляемого со времени избрания. Это не вполне логично, но как-то объяснимо.

Но при этом, упирая на то, что они всенародно избраны по старому порядку вещей, эти же главы посчитали, что в соответствии уже с новой моделью должны одновременно возглавлять местные Советы. И теперь фактически являются и главами администраций, и председателями Советов в одном лице!

При этом пункт 4 статьи 36 «Глава муниципального образования» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что глава муниципального образования «не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации». А пункт 2 той же статьи уточняет, что глава «в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию».

Законны ли такие властные «двуглавые орлы» в двух сельских поселениях Ковровского района, наверное, должны решить специалисты и компетентные органы. Но, так или иначе, возникла любопытная юридическая коллизия. А с учетом того, что с текущего года в число полномочий органов местного самоуправления сельских округов перешло управление муниципальными земельными ресурсами (а земля сейчас востребована, как никогда), то слияние в одном лице руководителей двух ветвей власти теоретически может привести к росту коррупциогенного фактора в данных территориях, так как контроль одной ветви власти над другой в подобных случаях окажется затруднен, если вообще возможен. И если все-таки в силу нестыковки законодательных актов подобный порядок все-таки законен, то, наверное, эту нестыковку на будущее необходимо устранить.