Общее образование: все включены

448953 09.09.2009 Инвалид детства Кирилл Дроздков во время перемены в среднеобразовательной школы № 1161, где недавно установлен ступенькоход для инвалидов-колясочников. Алексей Куденко/РИА НовостиКлассное соседство

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья — как физического, так и умственного — не в специализированном, а в обычном учебном заведении (впрочем, здесь все зависит от предпочтения родителей). Авторы этого проекта отталкиваются от того, что в спецучреждении для инвалидов «особый ребенок» изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Обучение же в обычной школе дает ему толчок для проявления способностей. Что касается обычных детей, то у них от такого соседства появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми и толерантными.

Во владимирской ассоциации родителей детей-инвалидов «Свет», вчера отметившей 20-летие, пропагандой инклюзивного образования занимаются уже 16 лет. Все началось со слабослышащих ребят: раньше таких детей отправляли учиться в ковровский специнтернат, но в 1999 году родители решили попробовать инклюзивное образование. В эксперимент включилась школа №14, для чего пришлось даже менять устав образовательного учреждения. «Пионерами» проекта стали пятеро глухих и слабослышащих ребят. Учебная программа была построена таким образом, что в младших классах они занимались чтением, письмом и счетом в отдельной группе, а на такие уроки, как физкультура или труд, ходили вместе с обычными детьми. Уже с пятого класса все уроки стали общими — правда, на них присутствовали сурдопереводчик и логопед.

Эксперимент оказался вполне удачным: дети-инвалиды, которые первыми пошли на занятие, благополучно окончили школу и поступили в различные институты (одна из девочек, по словам председателя совета ВООО АРДИ «Свет» Любови Кац, уже пишет кандидатскую диссертацию). В школе №14 продолжили работу со слабослышащими и глухими; кроме того, сейчас там есть группа ребят с другими заболеваниями вроде ДЦП. Всего в этом году в школы пойдут 3,5 тысячи детей-инвалидов и детей с особенностями в развитии.

Уроки милосердия

Согласно федеральному закону, принятому в 2012 году, школа обязана подготовить для таких детей условия, учитывающие особенности их развития. Пока речь идет, в первую очередь, о создании доступной среды для детей-инвалидов. Кстати, во Владимирской области на школьные пандусы, расширенные двери и специальные туалеты было потрачено более 20 млн рублей; всего на сегодняшний день доступная среда создана в 60 учебных заведениях региона.

Также под специальными условиями понимается использование специальных образовательных программ и методов обучения, отдельных учебников, пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, и даже предоставление услуг ассистента (в случае с колясочником — это человек, который помогает ученику перемещаться по школе, с аутистом — тьютор, следящий, чтобы ребенок не мешал учителю и другим детям заниматься, и т.п.).

— Если речь идет, например, о ребенке с умственной отсталостью, у него должна быть собственная программа обучения, — объясняет Любовь Кац. — То есть учитель должен построить занятие таким образом, чтобы та же математика для всего класса преподавалась в одном формате, а для этого ребенка — в другом. Потому что для него за год научиться считать до десяти или до ста — это уже прорыв. И должна сказать, что в обществе здоровых сверстников он действительно будет тянуться за ними, учиться быстрее и эффективнее.

Другое дело, что далеко не все педагоги готовы работать в таком формате. Общероссийский опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя на этом пути обычно проходят несколько стадий — от явного или латентного сопротивления до пассивного и активного принятия инклюзива. Для того чтобы начать работать с «особенными детьми» в обычной школе, необходима профессиональная переподготовка и внутренняя перезагрузка, что требует дополнительного времени и сил.

Официально педагог, который работает по индивидуальной программе с детьми, имеющими любые особенности, — это не только дети-инвалиды, но и дети из неблагополучных семей, дети-алкоголики и т.д. — получает надбавку от 10 до 30%. Но деньги не помогут, если нет внутреннего стимула и внутренней убежденности в том, что инклюзив — это правильно.

— Начинать надо со студентов вузов: будущих учителей литературы, биологии, математики надо учить, как преподавать это ребенку с особенностями, — считает Любовь Кац. — К тому же с ними надо больше говорить о воспитании толерантности и милосердии; к сожалению, пока ничего этого нет.

Дети — жертвы взрослых

Директор областного департамента образования Ольга Беляева более оптимистична. «Инклюзивное образование в первую очередь касается детей с сохранным интеллектом, но нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха, — говорит она. — В случае, если такой ребенок поступает в обычную школу, учителя проходят дополнительную подготовку на курсах — есть даже специальный модуль по работе с аутистами, — но о каких-то серьезных изменениях в программе занятий речи нет. Что касается детей с умственной отсталостью, то я просто не советовала бы отдавать их в обычную школу: программу они не освоят, навыков, которые пригодятся им в жизни, не получат. Для всего этого в области есть 23 специализированные коррекционные школы, и при всех новых веяниях не идет даже речи о том, чтобы их упразднить. Они необходимы и они останутся».

Есть и еще несколько тонкостей, связанных с обычными детьми, завязанными в инклюзивных проектах, и особенно с их родителями. Родители часто боятся, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же мировой опыт показывает обратное. Успеваемость обычных детей в инклюзивных классах не падает (зачастую оценки оказываются даже выше, чем в обычном классе массовой школы). Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. Тем не менее, какие-то программы по работе с родителями, повышающие их толерантность, определенно требуются — с этим согласны все, кто имеет отношение к инклюзивному образованию, так как именно от отношения взрослых обычно зависит и отношение их детей. Не секрет, что ребенок с особенностями может очень серьезно натерпеться от сверстников. Но пока в этом отношении есть только проверенный американский рецепт — чем раньше начинать, тем лучше: те, кто посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

— Если говорить о нашем опыте, то в школе №14 у наших детей не возникало никаких проблем со здоровыми одноклассниками, — говорит Любовь Кац. — Сами по себе все дети открыты и готовы помогать. У них нет комплексов в отношении других, все проблемы приходят от взрослых.

ЦИФРА

3,5 тысячи детей с инвалидностью учатся в обычных школах нашей области

ПРАВО:

* Родители ребенка с особенностями (неважно, признан ли он инвалидом) могут отдать его в любую школу рядом с домом.

* Отказать им могут только в том случае, если в школе нет свободных мест, либо если по правилам школы проводится индивидуальный отбор в классы (учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов, спортивные и художественные школы).

* При получении образования ученикам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные

учебники и учебные пособия, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

* Также по закону они имеют право на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию: эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации.

* Для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Для их приема вуз устанавливает квоту, которая не может быть менее чем 10% общего количества студентов, обучающихся за государственный счет.

* Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

* Поступившие вне зависимости от успеваемости получают государственную социальную стипендию, а место в общежитии им положено бесплатно и в первоочередном порядке.

Автор: Валентина Кудрявцева