Голосистый оберег

Крик петуха нынче — один из популярных сигналов будильников XXI века. Но все-таки это лишь стилизованные отображения настоящей птицы, название которой в русском языке недвусмысленно происходит от слова «петь».

Птица счастья

С давних пор петух на Руси — птица, приносящая счастье. Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Не случайно фигурки петухов устанавливали на коньках крыш и крестьянских изб, и княжеских теремов. Петухов вырезали на наличниках изб, где они служили оберегами от дурного глаза. Их вышивали, обычно красными нитками на белом поле, на полотенцах-рушниках, причем в первую очередь — свадебных. До сих пор существует примета о том, что для того чтобы удачно выйти замуж, девушке надо сначала собственноручно вышить петуха — чем красивее, тем лучше. А потом — его же, но уже с «семьей» — с курицей и цыплятами.

Но самое главное — петух нашим предкам, особенно в сельской местности, служил живыми часами. Начиная петь с рассветом, он будил крестьян и отмерял начало рабочего дня. Искони выражение «встать с первыми петухами» применялось к человеку трудолюбивому и старательному. И, наоборот, «гуляет до первых петухов» говорили о тех, кто безалаберно не вписывался в привычный ритм жизни и для кого повседневный труд явно не являлся приоритетом.

Даже в географических названиях населенных пунктов отражено значение петуха: «петушиных» имен в России — пруд пруди, и Владимирская область — не исключение. Одни Петушки с уникальным Музеем петуха чего стоят! А есть еще деревня Старые Петушки в Петушинском районе и деревня Петухово — в Киржачском районе. Архивные документы свидетельствуют о том, что прежде существовали сельцо Петухово в Ковровском уезде и деревня Петухово в Вязниковском уезде.

Спасение Римского

Для крестьянского населения петух и куры были еще и самой доступной и крайне полезной в быту живностью. Не зря курятину во все времена называли «говядиной для бедных» (в сущности, так дело обстоит и сейчас). И куриные яйца тоже в крестьянском обиходе продукт не последний, а на самый главный православный праздник Святой Пасхи и вовсе незаменимый.

А любимым детским лакомством в течение долгого времени у соотечественников оставался сахарный петушок на палочке. Помнится, еще и в 1970-е годы во Владимирской области их достаточно высокого качества продавали кустари на колхозных базарах, и не было ничего вкуснее, чем в упоении сосать такого петушка цвета пережженного сахара! Никаким чупа-чупсам с ними и рядом не встать.

Но не только в плане чревоугодия почитался петух на Руси. Он считался символом света и его неизбежной победы над тьмой. Не зря именно крик петуха обращает в бегство жуткую нечисть в повести Николая Гоголя «Вий» — первом российском «ужастике». И в не менее знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» именно петушиное пение прекращает попытки упыря Варенухи и ведьмы Геллы добраться до финди-ректора Римского.

А поэты, наоборот, всегда видели в петухе нечто романтическое. Достаточно вспомнить стихотворение Николая Заболоцкого «Петухи поют»: «На сараях, на банях, на гумнах/ Свежий ветер вздувает верхи./ Изливаются в возгласах трубных/ Звездочеты ночей — петухи».

На крик петуха

Жаль одно: сегодня во Владимирском крае все чаще встречаются села и деревни без петушиного пения. Еще полвека назад такое и представить было невозможно. В каждом селении заливисто перекликались петухи, щеголяя окраской и демонстрируя вокальные данные, пытаясь перепеть друг друга. А теперь все чаще исконно крестьянские селения превращаются в подобие дачных поселков, да и те, кто живет в них постоянно, зачастую забывают о том, как держать скотину и птицу. То ли ленятся, то ли руки не тем местом вставлены. К тому же выгоды от этого большой нет, а работы — тяжелой, а порой и грязной много. Вот и покупают ныне во владимирских деревнях молоко и яйца в магазине, где, словно в издевку, предлагаются бренды «Домик в деревне» применительно к молоку, и «Деревенские» — к яйцам. Ныне доходит до того, что к домам, где еще держат петухов и кур, дачники, по большей части из столичного региона, специально приводят детей, словно в бесплатный зоопарк на экскурсию — показать живых «птичек», знакомых городским малышам лишь по картинкам и мультикам.

В небольшой деревне Плохово на речке Таре Ковровского района пенсионерка Любовь Николаевна Мельцаева одна на всю округу держит птицу. У нее три петуха и два десятка кур. Рядом в селе Новое, деревнях Серково и Щиброво на десяток и даже более километров в округе ни кур, ни петухов нет. А над Плоховым вовсю поют петухи, как это было там и век, и два назад. Уже три раза заплутавшие в окрестных лесах грибники и ягодники выходили из лесного плена только благодаря петухам. Вокруг бесконечные порубки, перелески, березовые рощицы, просеки и лесные проселки. Человеку не местному, да к тому же еще и городскому, легко заплутать. И современная техника порой не помогает. Теряются там даже с современными навигаторами. А вот петух, в отличие от техники, никогда не подводит.

— С месяц назад работала на огороде и вдруг услышала какое-то всхлипывание, — рассказала Любовь Мельцаева. — Смотрю, а у забора девушка стоит, плачет. Оказалось, она за ягодами ходила и заблудилась, да так, что несколько часов блуждала, ушла от своей деревни верст на десять. И вышла из леса только тогда, когда услышала крик моего петуха. А уж отсюда ей дорогу показали. Такое случается не в первый раз. В начале лета неподалеку в лесу машина с заезжими охотниками застряла, так они тоже по петухам нашу деревеньку нашли и уже отсюда в соседнее село пошли за трактором.

И хотя невелико Плохово — всего пять домов, да и из тех жилых, почитай, всего три осталось, над ним по-прежнему поют петухи. А значит, деревня вопреки всему жива…