ЗНАЙ НАШИХ. Уникальные фотоаппараты Алексея Трифонова

В его арсенале крохотные шпионские фотокамеры, старые-добрые фотоаппараты «Смена» и «Зенит», а также фотодолгожители, которым почти сто лет. Сегодня в нашей рубрике «Знай наших» мы расскажем о муромском фотографе Алексее Трифонове. Его страсть к работе переросла в коллекционирование всевозможной техники, способной запечатлеть моменты жизни. Уникальное собрание увидела Екатерина Гаврилова.

 

 АЛЕКСЕЙ ТРИФОНОВ, ФОТОГРАФ
Первая плёнка не получилась вообще. Был брак. Потом — да. Потом стало получаться. И сейчас посмотреть на эти фотографии было бы очень интересно.

Только вот кадры, снятые на дедушкин «Зоркий», с годами затерялись при переездах. Зато фотоаппрат, которому уже почти 50 лет, жив до сих пор. Ребёнком Алексей даже инициалы свои на нём поставил. Спустя многие годы своему хобби не изменит — и станет большим профессионалом своего дела. Он не просто фотограф. Он — коллекционер. В небольшой комнате помещаются 130 фотоаппаратов. Это и «Смена», и «Зенит» и «Киев» — в Советском Союзе было сразу несколько предприятий по их изготовлению. Здесь и чудо техники 90-х — «Полароид». А есть и совсем уж неожиданные экземпляры.

 АЛЕКСЕЙ ТРИФОНОВ, ФОТОГРАФ
Это один из самых маленьких фотоаппаратов в моей коллекции. Раньше эти фотоаппараты могли использоваться спецслужбами для скрытого наблюдения, скрытой съёмки. Он мог прятаться за пальто, под пуговицу маскироваться, можно было положить в сигаретную пачку. Был достаточно незаметен.

Немецкий Acfa 1926 года выпуска. Подлинник. Правда, снимать на него уже не получится — повреждены некоторые детали. Если сегодня фотокамеры только что в утюге нет, то почти сто лет назад фотоаппарат был неслыханной роскошью. Чтобы сделать, как тогда говорили, карточку, люди готовились заранее — подбирали костюмы и причёски. Случайных снимков не было и в помине.

 АЛЕКСЕЙ ТРИФОНОВ, ФОТОГРАФ
Качество даже для современных фотоаппаратов очень хорошее, потому что мы можем посмотреть старые фотографии, некоторым из которых больше ста лет, как они сохранились. Я боюсь, что современные фотографии через сто лет не все будут смотрибельны.

И действительно — смотришь и не можешь оторваться. На стене у Алексея Трифонова несколько старинных фоторабот. Настоящие раритеты. Некоторые из них сделаны знаменитым муромским фотографом Николаем Сажиным. Даже на лицах детей не заметишь улыбки. А всё потому, рассказывает Алексей, что фотограф в течение нескольких минут вручную выстраивал кадр. Вот и приходилось «держать лицо». А эта карточка 30-х годов прошлого века с изображением мужчины и женщины попала к Алексею случайно. И, как выяснилось, у неё даже есть копия.

АЛЕКСЕЙ ТРИФОНОВ, ФОТОГРАФ
К нам пришли клиенты, спросили: «Ой, а откуда у вас такая фотография? У нас тоже в семье есть такая.» Оказалось, нам просто подарили эту фотографию. Как она оказалась у человека, кто подарил, я не знаю.

Сделать копию семейной фотографии можно было с помощью негатива. Они в коллекции Алексея тоже есть. Позволить себе размножить фото могли только люди состоятельные. Сам Алексей отдает предпочтение именно старой технике. Он прочитал гору литературы по фотографии, прошёл путь от фотолаборатории в комнате до своей фотостудии. А массовая фотография на айфоны и планшеты для него не более чем веяние времени.

 АЛЕКСЕЙ ТРИФОНОВ, ФОТОГРАФ
Страдает в качестве именно потому, что она массовая. Сейчас засилье соцсетей идёт. Увидел красивую или даже, может быть, некрасивую фотографию, но лайкнул. Другому тоже понравилось, третьему. И вот уже создан миф, что это красиво. К сожалению.

Его мечта — создать ретро-фотосалон с костюмами и всем необходимым антуражем. Чтобы люди смогли окунуться в атмосферу старины, почувствовать и вспомнить, что сделать фото — это не просто провести пальцем по сенсорному экрану.

Екатерина Гаврилова, Олег Егоров. Специально для рубрики «Знай наших».