На поле танки грохотали…

КабановЧуть меньше трех недель не дожил майор Василий Кабанов до Победы. Но память о нем его боевые друзья пронесли по улицам поверженного Берлина…

Василий Григорьевич Кабанов родился 25 марта 1908 года в деревне Мызино Судогодского района Владимирской области. После окончания семи классов устроился работать на завод в Коврове. В октябре 1930 года его призвали в армию. Срочную службу он проходил на Дальнем Востоке в 41-м стрелковом полку. Армия Василию Кабанову нравилась, поэтому он остался служить сверхсрочно; в это время освоил танковое дело и стал младшим командиром. Его ценили за дисциплину, ум, решительность и тот авторитет, которым Кабанов пользовался у сослуживцев. В 1937-1938 гг. Василия Григорьевича отправляют на годичные курсы политруков в Москву. Задерживаться в столице танкист не захотел и сразу же после учебы вернулся в часть. К тому времени окончательно обострился конфликт с Японией. Кабанов со своим экипажем принимал участие в боях с японскими самураями у озера Хасан и на реке ХалхинГол — тех самых, которым страна обязана песней «Три танкиста, три веселых друга» (впрочем, «экипаж машины боевой» был собирательным образом). Однако врагов в атаке огневой Кабанов бил не хуже прочих — в результате тех событий он был награжден орденом Красного Знамени.

В событиях Великой Отечественной войны Василий Кабанов принимал участие с июня 1941 года. Первоначально он был отправлен на Ленинградский фронт. Зимой 1943 года участвовал в прорыве блокады и был тяжело ранен. Уже находясь в госпитале, Кабанов узнал, что его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Практически из госпиталя его направляют на учебу в Высшую офицерскую школу, затем на курсы усовершенствования офицерского состава, но Кабанов рвется на фронт и добивается своего. Его назначают командиром танкового батальона 220-й отдельной танковой бригады. Боевые машины Кабанова рвутся вперед. Зимой 1945 года часть, в которой он служит, принимает участие в Висло-Одерской операции — стратегическом наступлении Красной Армии на правом фланге советско-германского фронта. С утра 14 января 1945 года началось грандиозное наступление. Батальон Кабанова был задействован в ночной танковой разведке, имевшей целью уточнить огневые возможности и слабые места обороны противника. Несмотря на сильный огонь и большое количество минных полей, разведка боем прошла успешно: полученные данные позволили уточнить детали следующих атак. 15 апреля кабановский батальон пробил брешь в обороне противника, первым вышел к реке Пилица и форсировал ее. Данное обстоятельство позволило навести переправы через реку и захватить плацдарм на левом берегу.

Рано утром 16 апреля войска 1-го Белорусского фронта вновь пошли в атаку. Наступление ударной группировки, в состав которой входил и танковый батальон Кабанова, началось мощной артиллерийской подготовкой. За три минуты до ее окончания по сигналу были включены 143 зенитных прожектора, при свете которых пехота и танки ринулись в бой. После этого батальон капитана Кабанова, удалившись от своих частей на 40 километров, первым вышел к польскому городу Скерневице. После пятичасового сражения танки вошли в город и полностью очистили его от неприятеля.

Впрочем, сам Василий Кабанов не успел порадоваться этой победе. В атаку на врага его танк шел одним из первых. Угодивший в боевую машину вражеский снаряд смертельно ранил Кабанова. Спасти ему жизнь не удалось, Василий Григорьевич умер от ран 17 апреля 1945 года. Его похоронили в братской могиле в польском городе Дембно. И все же майор

Кабанов дошел до немецкой столицы. Его однополчане на одном из танков написали: «Герой Советского Союза Василий Кабанов». В мае сорок пятого он промчался по улицам поверженной немецкой столицы.

За последний бой майору Кабанову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. «За умелое руководство, личный героизм, прорыв сильноукрепленной полосы противника с форсированием водной преграды и овладение городом», — говорится в наградном листе, и сегодня это описание выглядит отчасти нереальным: не верится, что один человек способен за четыре дня совершить такое на реальной войне, а не в компьютерных играх.

 

Легенда полей

Самым массовым и известным отечественным танком, а отчасти и символом Великой Отечественной войны, бесспорно, был легендарный Т-34.

Прототип «тридцатьчетверки» был разработан в Танковом отделе Харьковского паровозостроительного завода. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года образцы (танк № 1 и танк № 2) без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву — 750 км пути вне дорог общего пользования. В ночь на 17 марта оба танка прибыли в Кремль для демонстрации руководителям партии и правительства. 31 марта был подписан протокол о серийном производстве танка.

В первые месяцы войны отправляемые на фронт с заводов Т-34 составляли относительно небольшой процент среди советских танков и не доставляли немцам серьезных проблем. Однако поскольку количество танков старых типов быстро сокращалось, доля Т-34 в составе наших сил постепенно росла. Кстати, в качестве вооружения танка использовались  по два пулемета ДТ, созданных на Ковровском заводе конструктором Василием Дегтяревым.

С осени 1941-го «тридцатьчетверки» начали составлять для немецких войск серьезную проблему: танки противника были почти бессильны против них. После битвы за Москву Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского. 1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34 с 76-миллиметровой пушкой. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление.

Впрочем, новое немецкое вооружение — модернизированные танки «Тигр» и «Пантера» и штурмовые орудия — стали малоуязвимы для пушки Т-34. Настоятельно встал вопрос об усилении вооружения и бронирования танка, что привело к созданию модификации Т-34-85, постепенно вытеснившей «тридцатьчетверку». Кстати, Т-34-85 состоит на вооружении некоторых стран третьего мира и по сей день.

Марина СЫЧЕВА.