5 фактов про «Пять вечеров»

DSC_3646 Прибалтийский режиссер Линас Зайкаускас рассказал о постановке спектакля «Пять вечеров», премьера которого состоится во владимирском драмтеатре 18 сентября.

1. Николсон отдыхает

Если бы я мог выбирать из любых актеров всех времен и народов, то на роль Ильина взял бы 40-летнего Джека Николсона, а Тамару сыграла бы Мерил Стрип. Но так получилось, что у меня есть гораздо лучшие варианты: Юрий Круценко и Любовь Гордеева. Так что Стрип и Николсон пусть отдыхают.

С труппой владимирского драмтеатра я работаю не в первый раз: шесть лет назад ставил здесь «Короля Лира». Тогда мне это понравилось. Труппа для провинциального города очень неплохая. Актеры очень ответственно отнеслись к игре. Как-то я уже рассказывал, что на третьей репетиции даже задремал. Для зрителя это, может, и плохой знак, а для режиссера — отличный: значит, он уверен в происходящем и спокоен за спектакль.

2. Сделать дуру

Поставить именно «Пять вечеров» Александра Володина мне предложили здесь, во Владимире. Раньше мне нравилась эта пьеса, поэтому я не возражал. Правда, после двух недель репетиций я осознал, что Володин хоть и неплохой литератор, но все ж таки не Чехов и не Шекспир. Его пьесы — не из тех, которые актуальны во все времена.

Действие происходит в 50-х годах, и чем дальше, тем больше эта реальность раздражает меня своим тупым, зомбированным коммунистическим идеализмом. Героиня, например, бьет героя по лицу за то, что он отказывается читать Карла Маркса. И я сейчас понимаю, что она, бесспорно, дура — но при этом мне надо сделать так, чтобы зритель считал ее привлекательной. Сам я, пожалуй, разочаровался в материале и второй раз ставить «Пять вечеров» уже не буду, хотя сама пьеса очень мила, и я уверен, что 90% уйдут довольными.

3. Любовь правит всем

На самом деле «Пять вечеров» прекрасны тем, что эта пьеса — про любовь. Впрочем, как и 99% мировой литературы. Пятидесятые или нет, Советский Союз или другая страна, любовь была и будет всегда. Думаю, постановка будет очень атмосферной, с хорошей долей романтики, лирики и сентиментальности. Все девушки будут приходить снова и снова и приводить своих парней. И взрослые женщины — особенно те, кому за тридцать.
И нет, я не боюсь сравнений, хотя прежде «Пять вечеров» ставили многие известные режиссеры в разных театрах, включая «Ленком», «Современник» и БДТ. Потому что если бояться сравнений — значит, никогда не браться, например, за Чехова, которого ставили куда чаще, чем Володина.

4. Реквизит из кладовки

Обычно декорации и костюмы к спектаклю делаются в самом театре — бутафорами, реквизиторами, костюмерами и т.д. Но на этот раз из-за того, что время — относительно недалекое, мы решили использовать настоящие бытовые предметы. Сейчас готовы не все декорации, но приемник, железная кровать, даже выключатели — из того времени, собранные по частным квартирам. В соцсетях было объявление, что для постановки требуется настенный коврик с оленями — и хотя его давно нашли, люди до сих пор обращаются в театр и предлагают нам такой.

5. Шекспиру и не снилось

Театр — что современный, что классический — занимается примерно одним и тем же: открывает больные моменты мира доступными ему способами. Говорят, что у современных авторов много «чернухи», но это достаточно субъективно. Тот же Шекспир, например, очень жесткий автор, и если бы он писал в наше время, его бы точно запретили за то, какой он плохой, аморальный и бесчеловечный.

Под солнцем искусства есть место всем, в нем есть серьезные и легкие жанры. Легкое — не обязательно плохое. Сколько в мире существует прекрасных оперетт, и сколько дала миру поп-группа «Битлз». Но ч то касается меня, я согласен с фон Триером в том, что искусство не должно подлизываться к публике, и с Астафьевым, что зло надо показывать страшным.

В «Пяти вечерах» главное зло — это, конечно, сама окружающая обстановка. Я не собираюсь специально нагнетать ее или как-то по-другому пугать зрителя. Но у нас будет видеохроника того времени, и каждый сможет сам решить, нравится ему это время или нет.

В тему:

Искусство рождается из споров

Исполнители главных ролей рассуждают о времени, себе и Линасе Зайкаускасе.

yukrucenkoЮрий Круценко, актер владимирского театра драмы:

Несмотря на то, что прошло полвека, по-моему, история «Пяти вечеров» остается вполне актуальной. Хотя режиссер и говорит, что героиня повернута на идеологии, а герой просто шут — и в наше время идиотов достаточно, а идеология порой зашкаливает. А радость встречи и горечь расставания будут одинаковыми всегда. Так что почему бы и нет… Мой персонаж мне близок, и на репетициях я пытаюсь представить молодость своих родителей. Кстати, мы с Линасом, случается, спорим — где герой шут, а где нет. Общий язык иногда находим с трудом, но так и рождается искусство.

 

 

 

 

 

lgordeeva1Любовь Гордеева, заслуженная артистка России:

— У нас сложный, непростой режиссер, который учит нас, что любовь — это не только вздымание груди,
это обязательное решение проблем другого человека. Все это так сложно передать! А мы привыкли существовать на сцене по-другому и пока на 90% не попадаем в режиссерский замысел. Когда Линас показывает наших персонажей за нас, это феноменально точно и просто. Мы пытаемся повторить, и когда получается — это счастье.

 

 

 

 

 

Марина Сычева