«Зайцев» накроют по-пензенски

P1000286Что облегчит жизнь пассажира? Гадать не надо. Спроси любого владимирца, более или менее постоянно ездящего на городских автобусах и троллейбусах — ответит.

Ответы будут такие: нужны единые проездные, новые маршруты и больше автобусов на уже существующих.

Больше автобусов

Во Владимире ежедневно на линию выходят 274 автобуса по 31 маршруту и 93 троллейбуса по 9 маршрутам. По электрическому транспорту с 2012 года — никаких изменений. По автобусам считай что тоже: ну, добавилась пара автобусов и один маршрут (36-й, что идет по ул. Красной, Офицерской и на Центральный рынок).

А между тем, провели долгожданный (сколько лет не было!) конкурс маршрутной сети. Для пассажиров – эффект малый. Разве что перевозчики перенервничали: вместо 6 их осталось 5 и родилось три «незаконных» маршрута. Но это, как видно, только начало.

На днях мэрия в одностороннем порядке расторгла договор с «БигАвтоТрансом» на работу по маршруту № 34. А жители юго-западного района были довольны его работой. Вкупе с идентичным маршрутом № 24 он обеспечивал как раз те условия пассажирам, о которых люди и мечтают. Не было толкучки, простоев на остановке, никто не опаздывал на работу.

Теперь на линии остались только «двадцать четвертые» — новые автобусы на газу, обслуживаемые предприятием «Владимирпассажиртранс». Без льгот, без проездных, без скидок, хотя функционируют они на базе бывшего троллейбусного управления, у которого сейчас действует 5 видов проездных билетов.

Правда, просьбу пассажиров о льготах в мэрии услышали, но опять же по-своему. Ввели маршрут 24-С – дюжину автобусов, где в силе социальный проездной. Транспорт, конечно, востребованный, и потому, видимо, толкучки там не избежать. Впрочем, и на 24-м без приставки «С» ситуация, скорее всего, будет схожая. Из-за разрыва договора с дистанции сошли около двух десятков автобусов № 34, а к «двадцать четверкам» (коих 19) добавят всего 5 новых машин. Арифметика грустная.

Единые проездные

Без них плохо, что и говорить. Сегодня только два перевозчика, «выпустившие» свои проездные: «БигАвтоТранс» (чей месячный билет подешевел с июня с 1000 до 800 рублей) и «Владимирпассажиртранс», единственный предлагающий скидки для школьников и студентов.

Теперь во владимирской мэрии родилась идея внедрения единого проездного билета во всех автобусах. Детально изучив опыт других городов, сошлись на модели Пензы. Пассажиры приобретают карточки оплаты, которые можно будет пополнять самостоятельно в терминалах. В автобусах установят валидаторы для списывания средств и турникеты, препятствующие проходу «зайцев».

Два перевозчика — те же «БигАвтоТранс» и «Владимирпассажиртранс» согласились в летнее время испытать эту систему. Столичная компания, занимающаяся автоматизированными системами оплаты проезда, готова безвозмездно дать оборудование во временное пользование и обучить персонал перевозчиков.

Идея хорошая. Ведь ежемесячный проездной предполагает экономию на проезде. Раз в дело включаются два ведущих перевозчика, значит, маршруты будут «ходовые». Хотя мэрия введением единого проездного билета пытается решить и другую цель — проконтролировать перевозчиков.

Контроль и экономия

Предполагается, что с внедрением пензенской модели все данные о количестве пассажиров, графике движения автобусов и их количестве будут стекаться в единый городской навигационный центр, который уже создан на базе центра управления городскими дорогами. В мэрии узнают точные цифры из первых рук, а не ту статистику, которую по шаблонной форме присылает областной департамент соцзащиты и сами перевозчики для получения последними компенсации за перевозку льготников. Если прежние и новые данные разойдутся, не исключено, что размер компенсации будет пересмотрен. Ну, а вторая причина — нужно занять работой созданный навигационный центр и использовать купленное несколько лет назад оборудование (сервер, программы).

В целом идея с едиными проездными в автобусах перевозчикам не по душе. Чтобы ее воплотить в жизнь, нужно будет потратиться на установку оборудования в автобусах, на терминалы, и это при риске потерять часть бюджетных компенсаций. Нет и четких сроков получения прибыли с этого проекта. Мэрия ничем не подогрела интерес перевозчиков. В Пензе власти взяли расходы на себя, во Владимире такого делать пока не собираются

Реклама свет застит

А еще ряд специфических жалоб владимирских пассажиров относится к… рекламе на транспорте. Люди недовольны тем, что окна автобусов и троллейбусов заклеены рекламными проспектами, и поскольку далеко не во всех машинах регулярно объявляют остановки — немудрено пропустить нужную.

Рекламой обклеены как автобусы, так и троллейбусы. По мнению чиновников мэрии, законодательство это не нарушает – ни федеральное, ни муниципальное. В федеральных правилах главное, чтобы рекламные конструкции не создавали угрозу безопасности, а в городских запрещается размещение непрозрачного рекламного изображения на поверхностях остекления.

Со слов пассажиров, далеко не все наклейки прозрачные. Но, как говорится, не пойман — не вор. Реклама — это доход, и, в конечном счете, налоги в городской бюджет. Так что тут не до тонкостей.

Цифра: 188 тысяч пассажиров перевозит общественный транспорт Владимира каждый день

 Ирина Алексеева, фото автора