Как поднимают самолеты

6pldK50k4dwНедавно под Муромом был поднят истребитель Ла-5. Командир поискового отряда «Небо Родины» Евгений Агафонов рассказал «Призыву», как во Владимирской области, которая считается нетронутой войной, находили и продолжают находить погибшие самолеты времен Великой Отечественной.

Опасное небо

В годы войны на территории Владимирской области действовало больше 20 аэродромов: в Добрынском — это был единственный в регионе аэродром с твердым покрытием; по два в Киржачском районе, в Вязниковском, в Муромском, Гусь-Хрустальном и Ковровском, еще в Павловском, Ундоле, под Гороховцом… Они использовались по-разному: одни были заняты воинскими частями, другие использовались как промежуточные базы при перегоне самолетов с востока на запад и обратно. Кроме того, были две крупные авиашколы. Самая известная — Вязниковская военная авиационная школа пилотов, из которой выпустились 12 будущих Героев Советского Союза. В Ундоле располагалась Высшая офицерская школа воздушного боя. Туда отправляли уже показавших себя на фронте пилотов; из них готовили мастеров высшего пилотажа, воздушных охотников. Обучением занимались асы вроде Покрышкина.

Где самолеты — там неизбежны аварии, но для владимирских поисковиков это долгое время было неочевидным. Когда в 2011 году в Судогодском районе был обнаружен самолет, разбившийся в 1941 году, это казалось единичным случаем. Но затем в Центральном архиве Министерства обороны Евгений Агафонов обнаружил много документов, из которых следовало, что на территории Владимирской области в войну произошло не меньше десятка авиакатастроф. В настоящее время известны 143 фамилии военнослужащих ВВС Красной Армии, погибших в нашей области. Пятеро из них занимались обслуживанием аэродромов, еще несколько человек — инженерный состав (причины их смерти были разными — от болезни до травмы). Остальные — летный состав: пилоты, штурманы, стрелки-радисты, которые гибли в авиационных происшествиях.

Прерванный полет

Авиакатастрофы на территории области случались по различным причинам — впрочем, установить их доподлинно во многих случаях невозможно: война не располагала к детальным исследованиям, а потом многие ценные сведения были утеряны. Например, о самолете Ла-5, который подняли в Муроме, известно из записей, составленных во время опроса свидетелей катастрофы. 22 я нв аря 19 45 г ода он выполнял тренировочный полет на высоте 3 километра. Через какое-то время самолет резко вошел в вертикальное пике и врезался в землю. Сила удара была такой, что аппарат погрузился в землю на шесть метров. «Свидетели утверждали, что самолет не горел, двигатели работали, фонарь не сбрасывался — следовательно, пилот не пытался покинуть кабину, — говорит Евгений Агафонов. — Есть два предположения — только предположения, — почему это могло произойти. Либо пилот потерял сознание и упал на рукоять управления, либо полностью отказали рули высоты. Но подтвердить или опровергнуть любое из них уже не получится: слишком много времени прошло».

Иногда причиной катастрофы была ошибка пилота: так, под Ундолом в учебном воздушном бою два опытных, прошедших войну пилота столкнулись в воздухе. Также документально известно о трех реальных воздушных боях, произошедших во владимирском небе. Так, где-то «южнее Владимира» — точнее место пока установить не удалось — 6 июня 1943 года два наших самолета преследовали немецких воздушных разведчиков, которых перехватили под Горьким. Один из вражеских самолетов загорелся, но сумел сбить пламя и улететь. Второй оказал яростное сопротивление и сумел сбить обе наши машины. В ноябре 1941 года под А лександровом исход боя был противоположным: наши асы сбили два вражеских самолета. Еще один пилот «Люфтваффе», которого наши гнали из Ярославля, упал где-то под Кольчугино.

Бумажные облака

Под Муромом удалось поднять не только самолет, но и останки пилота, пролежавшие в земле 70 лет. Поисковики знали, что после аварии тело не извлекли из земли, но думали, что от сильного удара и времени оно могло полностью истлеть. Однако останки сохранились. Поэтому, хотя полевые работы под Муромом закончены, начаты архивные изыскания. Известно, что пилота звали Михаил Герасимович Линьков, младший сержант, 1921 года рождения, холост. В 1942 году он закончил военно-авиационную школу пилотов в Уфе, оттуда в мае 1942 года был направлен учиться в Вязники. Однако где он родился и осталась ли у него семья, неизвестно — и сейчас поисковики пытаются ее разыскать. «В книге памяти Орловской области мы нашли человека с такими же данными, — рассказал Евгений Агафонов. — Но этот источник по ряду причин не может считаться достоверным, поэтому мы сделали запрос в ЦАМО. К сожалению, документы военных вузов до сих пор остаются для нас закрытыми». Если родственники найдутся и захотят похоронить своего близкого человека на Родине, останки отдадут им. Если нет — прах пилота будет со всеми воинскими почестями захоронен на владимирской земле.

По всей видимости, пока эта работа не будет закончена, новых поисковых работ на территории Владимирской области проводиться не будет. Впрочем, места будущих раскопок уже известны. Например, есть уже проверенные сведения о самолетах, у павших в Собинском и Кольчугинском районах. «Все зависит не только от нашего желания — потому что молодые ребята сейчас так и рвутся в экспедицию, — но и от административных вопросов, — объясняет Евгений Агафонов. — Например, в Муромском районе мы обратились к главе, он нашел собственника земли, на которой мы собирались работать, и получил для нас разрешение. В Судогодскую администрацию мы обратились еще два года назад, но ответа не получили. А начинать поисковые работы без ведома и разрешения собственника земли мы не имеем права».

Голова, руки, разумная инициатива

Краткая инструкция для тех, кто хочет стать поисковиком, но не знает, с чего начать.

GdIom87fgzE1. В поисковики принимают вне зависимости от пола и физической формы, главное — желание. К поисковым работам могут допускаться несовершеннолетние лица с 14 лет. Также на первых порах можно обойтись без экипировки — конечно, хорошо, если у вас есть свои палатка, спальник и металлоискатель, но если нет, на первой экспедиции все необходимое дадут, а дальше сами разберетесь. Что определенно потребуется — голова, руки и разумная инициатива.

 

 

 

 

iNdz8J5xBtg2.Свои поисковые отряды есть во Владимире, Радужном, Муроме, Кольчугино, Муромцевском техникуме, Вековской школе Гусь-Хрустального района. Кроме того, с командирами всех поисковых отрядов можно списаться в группе «Поисковики Владимирщины» в социальной сети «Вконтакте»: люди они хорошие, вежливые, не кусаются и расскажут обо всем, что захотите узнать (подсказка: если больше всего вас интересует, сколько за это платят, — лучше поискать себя в другом месте).

 

 

 

 

QtBgHaUkshg3. Для того, чтобы отправиться в поисковую экспедицию, надо быть готовым не только жить в палатке, бить комаров и питаться тем, что сам приготовишь, но и работать с утра до вечера практически при любой погоде. Хорошая новость: в двухнедельную Вахту памяти в другом районе вы, скорее всего, сразу не поедете — сейчас владимирские поисковики решают вопрос о проведении учебных вахт для новичков как раз на местах падения самолетов.

 

 

 

Марина СЫЧЕВА