Епископ Суздальский и митрополит всея Руси

12Суздальская епархия — одна из древнейших в России. Она ведет свою историю с прежде единой Ростово-Суздальской епархии, возникшей сразу после крещения Руси.

Традиционно суздальские владыки занимали первенствующие места среди остальных российских архиереев. Но самую выдающуюся карьеру среди них сделал живший в XV столетии епископ Суздальский Филипп, ставший митрополитом Московским и всея Руси.

От Тарусы до Брянска

Откуда был родом владыка Филипп, когда родился и где — до сих пор неизвестно. Согласно церковной традиции он возглавил суздальскую кафедру в 1452 году, сменив умершего епископа Суздальского Авраамия, однако впервые в исторических источниках этот святитель упоминается лишь ровно 560 лет назад — в 1455-м, когда он в сане епископа Суздальского присутствовал на архиерейском соборе в Москве.

В ту пору Суздальская епархия была очень обширной. Характерно, что полный титул владыки Филиппа звучал так: «епископ Суздальский, Брянский и Тарусский» — то есть титулярными епархиальными центрами являлись такие далекие от Суздаля города, как Брянск на реке Десне и Таруса на Оке. Однако и в то время кафедральным храмом Преосвященного Филиппа считался суздальский Богородице-Рождественский собор, сохранившийся до наших дней.

Дела духовные и мирские

В мае 1461-го суздальский владыка упоминается на первом месте среди русских архиереев, участвовавших в поставлении на всероссийскую митрополию ростовского владыки Феодосия (Бывальцева). Это было первое избрание митрополита русскими архиереями без сношения с Царьградом. Новый митрополит особую заботу высказал о внутреннем усовершенствовании своего духовенства. Он каждую неделю собирал московских священников и предлагал им духовные наставления. Особенно Феодосия возмущало многобрачие вдовых духовных лиц. К вдовцам митрополит был особенно строг и большей частью отправлял их в монастыри.

Подобные нововведения вызвали недовольство и ропот московского духовенства. По этой причине 3 сентября 1464 года владыка Феодосий вынужден был оставить митрополию и удалиться в Чудов монастырь. Великий князь Иван III призвал в Москву своих братьев-князей, всех епископов и других духовных сановников, и это собрание единодушно избрало в преемники Феодосию суздальского владыку.

Как второе лицо на Руси после великого князя и первое в русской духовной иерархии, митрополит Филипп I принимал участие не только в церковном управлении, но и в делах внутренней политики великого князя. В 1471 году, когда на Новгород из Москвы двинулось войско во главе с великим князем Иваном III Васильевичем (дедом Ивана Грозного), митрополит Филипп заступился за новгородцев, прося великого князя смягчить свой гнев и простить Новгород.

Крест, да не тот

Вскоре после новгородского похода между великим князем и его братьями вспыхнула ссора, которая переросла в междоусобицу. К счастью, она длилась недолго и закончилась примирением при активном участии святителя, которое зафиксировали договоры. Свою подпись митрополит Филипп поставил на договоре Ивана Васильевича с его братьями Андреем Углицким и Борисом Волоцким (около 1473 года), а также на договоре великого князя с Михаилом Андреевичем, князем Можайско-Верейским.

В 1472 году в Москве ждали новую супругу Ивана III Софью Палеолог, племянницу последнего императора Византии Константина XI. Ее сопровождал генуэзец Антоний Бонумбре, епископ Аччии, перед которым везли латинский крест. У митрополита спросили мнение, возможно ли разрешить послу въезд в Москву с этим крестом. Митрополит Филипп решительно отказал посланцам великого князя.

Вследствие такого ответа Иван III послал своего боярина отобрать крест у легата и спрятать «латинский крыж» в санях. Митрополит встретил Софью в церкви, благословил ее, а потом совершил и таинство бракосочетания ее с Иоанном. Тогда же была предпринята папским легатом попытка возвратиться к Флорентийской унии, то есть соединить католическую и православную церкви. Однако из-за твердой позиции митрополита Филиппа римская курия в этом вопросе потерпела в Москве полную неудачу.

Пожар в Москве

С апреля 1472 года главной заботой митрополита Филиппа стало сооружение нового Успенского собора в Москве. Будучи суздальским владыкой, он, конечно же, прекрасно знал не только древний соборный храм в Суздале, но и величественный Успенский собор во Владимире. Такой же мечтал видеть и в первопрестольной. Но успел лишь начать строительство.

Ровно через год 4 апреля, в Великий пост, в Кремле начался пожар, уничтоживший и дом самого митрополита. Потрясенный огромным ущербом, который понесли московские храмы, Филипп почувствовал упадок сил и попросил великого князя отпустить его на покой в монастырь.

Но Иван III не согласился на это, а приказал на время перевезти святителя на находившееся неподалеку Богоявленское подворье Троице-Сергиевой лавры. Там святитель Филипп тотчас потребовал духовника, приобщился святых тайн и приказал соборовать себя. Великого князя Ивана Васильевича он просил лишь
06 одном — достроить начатый каменный Успенский собор. О том же святитель попросил боярина Владимира Григорьевича Ховрина, первого строителя в Москве церкви Воздвижения честного креста, и сына его Ивана Голову — родоначальника Головиных.

В ночь на 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, пробыв митрополитом восемь с половиной лет. На теле его уже после смерти нашли большие железные цепи — вериги, о которых не знали ни духовник его, ни келейник. Они потом были положены на гроб его. Погребение владыки совершилось 7 апреля.

Гробница митрополита Филиппа I в кремлевском Успенском соборе со временем была потеряна. Лишь в 2009 году он был канонизирован и включен в состав Собора Московских святых.

На фото: Успенский собор Московского Кремля, начатый постройкой при митрополите Филиппе I

В тему:

Пять посланий

13Митрополит Филипп I (ум. 5 (18) апреля 1473) — митрополит Московский и всея Руси. От него до нас дошло пять его посланий.

Эти послания написаны церковно-славянским языком в сильных, энергичных выражениях. По мнению митрополита Московского Филарета (Дроздова), они отличаются силой мыслей и чувства.

Таково послание новгородцам, в котором он приглашает их покориться великому князю, и увещание последнему простить их, если они раскаются; послание в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468-1469 годов. Сильное впечатление производит и увещание настоятелю и старцам Сергиевской обители, которых он побуждает простить согрешившего перед ними старца Памву.

Существует версия, что помещенная в летописи повесть о походе великого князя в Новгород в 1471 году и написанная в духе московского правительства, создана если не самим митрополитом Филиппом, то под его контролем и им исправлена.

По приказу митрополита Филиппа иеромонах ярославского Спасского монастыря Антоний составил житие святого князя Феодора Ростиславовича Чермного Ярославского и Смоленского и чад его, мощи которых были открыты в 1463-м.

В 1472 году по благословению митрополита Филиппа была написана служба с двумя канонами на перенесение мощей митрополита Петра и тогда же был установлен праздник в память об этом событии.

Николай ФРОЛОВ