Свой в тоску

32Побывав на защите молодежных проектов, корреспондент «Призыва» убедился: молодость — не помеха для того, кто хочет быть унылым ретроградом!

В советском детстве хуже всего был формализм, когда на разных концах страны — одинаковые формы, песни и события: концерт художественной самодеятельности, эстафета, субботник… Сейчас, казалось бы, мир изменился: молодые люди делают инсталляции, перформансы, флеш-мобы; есть куча интересных отечественных проектов, созданных теми, кому нет 30-ти. Увидеть их можно в Интернете, но не во Владимире: на городском конкурсе молодежных инициатив, проводимом управлением по делам молодежи администрации Владимира, были представлены… эстафета, концерт самодеятельности, субботник, кружок рукоделия, шахматно-шашечный турнир.

За последние годы коллектив управления здорово помолодел, но это не помогло: на конкурсе ощутимо веяло нафталином. И от названий проектов: «В здоровом теле — здоровый дух», «Где родился, там и пригодился», и от содержания. Нет, никто не против эстафет, субботников или разбивки клумб, но все это было уже тысячу раз. Чем новые проекты отличаются от прочих и почему именно они могут «привить и повлиять», неясно даже самим авторам, а остальным — тем более.

За всю современную культуру на конкурсе отдувалось граффити: два проекта — с сюжетами на тему 70-летия Победы, один — с литературными. Авторы хотели красить стены в людных местах и очень удивились предложению расписать, например, школу. Мысль о том, что школьники могут по-другому взглянуть на классиков, если нарисовать их такими, какими они могли бы быть в XXI веке, была бы хорошей — если бы пришла в голову хоть кому из участников.

Авторы лучших проектов должны получить от управления финансовую поддержку, но как можно распорядиться деньгами — львиная доля участников тоже оказалась не в курсе. В заявленных сметах — футболки с логотипами, буклеты, наклейки: словом, то, без чего можно спокойно провести хоть День двора, хоть Фестиваль добровольцев. К тому же указанные цены часто расходились с реальностью: так, на грамоты для поощрения волонтеров было размечено аж 4 тысячи рублей.

Впрочем, участников конкурса трудно обвинять. Во-первых, так уж сложилось, что со школы нас учат не столько думать самостоятельно, сколько угадывать мысли старших. И поэтому большинство проектов, похоже, было написано не по принципу «что интересно городу», а «что понравится жюри». На вопрос, каких же именно проектов ждет управление от молодежи, руководитель группы по патриотическому воспитанию Александр Малик предложил найти на сайте положение о конкурсе (отличный, кстати, сборник канцеляризмов) и заодно похвалил идею эстафеты — мол, у людей сейчас так мало интересного в жизни, что и она станет событием. Он же рассказал, что управление не проводит никаких тренингов для авторов проекта, не учит их защищать собственные инициативы, не показывает, что интересного сделали в других городах. В итоге получилось примерно следующее: управление по делам молодежи имеет возможность потратить деньги на некие инициативы, и оно их потратит, и отчитается: «выделено X рублей, проведено Y мероприятий». Авторы проектов проведут свои концерты, турслеты и субботники — или не проведут, с деньгами или без них. Жизнь в городе не станет ощутимо лучше, но зато не станет и хуже. Все останутся при своих.

А во-вторых, интересные проекты там все-таки были. Целых пять из двадцати пяти!

ЦИФРА:  30000 рублей — максимальная сумма, на которую может претендовать молодежный проект -участник конкурса.

Журналисты размечтались

«Призыв» тоже придумал несколько проектов, о которых нам было бы интересно когда-нибудь рассказать.

Волонтерская биржа: сайт, на котором разные организации оставляют пожелания для добровольцев: «дом престарелых будет рад концерту», «в приюте для животных требуется уборка», «многодетная семья ищет аниматоров на день рождения».

Проба пера: фестиваль для тех, кто хотел бы начать свое дело, но не уверен в себе. На общей площадке ресторатор получает возможность угощать людей едой, визажист — красить, собачий парикмахер — превращать таксу в тигра. Заодно общаются с потенциальной клиентурой и узнают, надо ли все это людям.

Новый взгляд: студенты, которым нужен навык работы с аудиторией — с педагогических факультетов или из академии туризма, — проводят необычные экскурсии. Например, по литературным местам города, или военным, или ностальгическим.

Наградная стена: любое бетонное ограждение, участки которого можно отдавать на откуп отличившимся в городских делах. Хочешь — пиши «Я тебя люблю», хочешь — рисуй, а если надо — получи призовой эскиз из художественной школы или с худграфа. Год спустя — все закрасить и начать сначала.

В тему:

Кто к нам идет!

Молодежные проекты, в которых есть польза или интерес для Владимира.

1.  Самый патриотичный
«Часовые памяти»: владимирские поисковики уже получили в городе помещение для постоянной работы и сейчас заканчивают его отделку: там будет небольшой музей, гостиная для встреч с ветеранами и обмена поисковым опытом. «Часовые памяти» — акция, в ходе которой людям помогают найти сведения об их родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

2. Самый странный

Фестиваль древнерусской и уличной культуры, причем одновременно. Авторы хотят на день разделить парк Пушкина на три зоны: в первой — хороводы и мастер-класс по хохломе, во второй — скейты и хип-хоп, посередине — место встречи в духе «девушка с косой поет народную песню, а рядом с ней парень в дредах танцует брейк». Зоны разделяются передвижными стенами с граффити, куда ж без него.

3. Самый добрый

«Доступная экскурсия». Волонтеры помогут инвалидам побывать не только на открытых площадках, вроде центра города, но и съездить на какое-нибудь предприятие. Авторы упоминали комбинат «Тепличный», куда вроде бы можно проехать на инвалидной коляске. Ну и, действительно, посмотреть, как цветут розы и растут огурцы для людей, которые большую часть жизни проводят дома, — экзотика.

4. Самый ответственный

Фонд доноров хочет еще раз напомнить о том, что отсутствие достаточного количества донорской крови — серьезная проблема. Время от времени по городу разъезжают передвижные донорские пункты, собирают много людей, но кто-то накануне поел неположенного, кому-то здоровье не позволяет. Фонд собирается разместить информацию о том, почему нужны доноры и как им стать, на остановках общественного транспорта.

5.  Самый веселый

На Спасском холме установили деревянную скульптуру с котом, и все туристы выкладывают ее в соцсети с подписью типа «Прикольный кот из Владимира». Авторы хотят интегрировать кота в пространство городских легенд: придумать ему историю, провести конкурс рисунков-поделок, пустить работы победителей на сувениры, а в итоге приманить на все это котолюбивых туристов.