Скрыть или оставить на виду «потайные» фрески Андрея Рублёва?

Скрыть или оставить на виду «потайные» фрески Андрея Рублёва?

По поводу реставрации работ Андрея Рублёва в Успенском соборе сегодня была созвана целая пресс-конференция. Руководство Владимиро-Суздальского музея-заповедника, совместно с епархией решают, оставить ли на всеобщее обозрение фрески известного художника, которые были скрыты от посетителей за иконостасом с конца 18 века.

 

 

Фрески, о которых идёт речь, располагаются в так называемом Андреевском храме, который был достроен после пожара в 12 веке. В конце 18 века собор посетила Екатерина вторая. Храм был в ужасном состоянии, поэтому императрица велела привести его в должный вид. Тогда-то здесь и появился иконостас, который скрыл фрески Рублёва. Искусствоведы обнаружили их только в середине прошлого века, после чего вновь спрятали от глаз посетителей. Сейчас их открыли случайно — реставраторы сняли некоторые части иконостаса, чтобы убрать накопившуюся за десятилетия пыль.

 

ЛЮДМИЛА БАЛЫГИНА, РЕСТАВРАТОР:
— Здесь процветший крест. Это живопись времён Андрея Боголюбского — 1161 год. Над ним уже идёт роспись Андрея Рублёва. Единственное, что вы отсюда можете видеть, что Рублёв не записал 12-й век, он нанёс свою штукатурку и начал писать выше. И заканчивается живопись вон на том фризе. Там будет фигура отца Константина, с утратами, конечно, и медальон с неизвестной фигурой.

 
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ ЗАПОВЕДНИКА:
— Сейчас перед нами стоит большая искусствоведческая проблема — что делать? Вернуть иконы на место, или же создать некую конструкцию, чтобы не завершать иконостас, чтобы вновь не закрывать эти росписи иконами. Но решать надо не оттягивая. Потому что если мы придём к пониманию необходимости открыть эту часть иконостаса, то станет вопрос об укреплении тех фресок, которые 40 лет находились за иконостасом.

 

Проект, в рамках которого сейчас идут работы, рассчитан на 2 года. Реставраторам предстоит восстановить более 10-ти участков, это живопись 1161, 1189 и 1408 годов, а также 13-го и 17-го веков. На эти цели выделено около 20-ти миллионов рублей.