Обереги, которые надо беречь

DSC_0397Напомним, во Владимирской области стартовал фотоконкурс на самый красивый резной наличник.

Это совместный проект областного департамента культуры и регионального отделения «Русского географического общества».

Окна деревянных домов иногда напоминают глаза. Окно — от слова «око»: через него на нас смотрит душа дома. Наверное, резные наличники в таком случае можно назвать ресничками. И они, похоже, не только украшают дома, но и выполняют какие-то функции.

Славянские кружева

IMG_0301Наличники — изобретение славян. Таких резных кружев не увидишь ни в Норвегии, ни в Дании, ни в Англии, хотя широко известны традиции корабельной резьбы норманнов или кельтский шнуровой орнамент. Русский наличник более привычен, но не менее загадочен. Конечно, он служит, в первую очередь, защитой от холода и сквозняков, проникающих сквозь щели. Но поскольку мир наших предков был неведом и суров, они защищали двери и окна от всевозможной нечисти наличниками-оберегами. Обережным орнаментом в давние времена славяне покрывали все предметы, начиная от орудий труда, домашней утвари, полотенец, платья до украшений домов и храмов.

— Наличники — недооцененный символ сохранения традиций и культурного наследия, — уверен член жюри конкурса Иван Хафизов, фотограф и основатель единственного в России виртуального музея резных наличников.

Действительно, что мы знаем о наличниках? Мы можем безошибочно отличить, например, гжель от хохломы, мстерскую роспись от жостовской. Однако вряд ли найдем разницу между наличниками, украшающими дома, скажем, во Владимире или в Муроме, в Иваново или в Ярославле. На многие вопросы о наличниках современная наука ответов не дает. Почему? У Ивана Хафизова на этот счет свое мнение:

— Во-первых, дерево — недолговечный строительный материал. Самые старые, дошедшие до наших дней деревянные дома строились в середине XIX века — то есть им около 160 лет. О том, что было за этим горизонтом, можно судить лишь по картинам, так как тогда еще науки о русском народном зодчестве не существовало. Во-вторых, официальная наука долгое время игнорировала пропильную резьбу. В конце XIX века, когда пропильная резьба достигла своего расцвета, в научных кругах она считалась «бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической». В научные труды ее не включали, не изучали и не описывали. Спохватились гораздо позже (первые работы относятся к 30-м годам XX века), когда огромный пласт культуры уже начал исчезать.

Получается, что если не собирать информацию о наличниках сейчас, то лет через 10 шансов получить ответы на все эти вопросы будет гораздо меньше. Просто потому, что самих деревянных домов, расписных ставен и окошек с резными наличниками становится меньше год от года.

Уходящая традиция

IMG_0330Ивана Хафизова несколько месяцев назад познакомил с владимирцами председатель Судогодского отделения «Русского географического общества» Анатолий Карпов. Выставка Ивана с фотографиями наличников, которые он делал в командировках по стране, по-настоящему потрясла всех, кто на ней был. Трудно осознать, что такая красота неумолимо исчезает под бездушным сайдингом: после ремонта домов наличники безжалостно пускают на дрова. Подчас фотографии Хафизова являются единственными документальными свидетельствами уходящей традиции.

— Иван дает нам вдохновение для творчества, — признался Анатолий Карпов. — После его выставки как раз и возникла идея конкурса: такой проект хорошо вписывается в деятельность «Русского географического общества». Иван Хафизов тоже загорелся идеей, он войдет в конкурсную комиссию, а работы будут размещаться на его сайте виртуального музея наличников. У нас этот конкурс будет пилотным, думаю, что после этого движение захватит другие регионы. Это было бы здорово — наш вклад в сохранение русских традиций.

IMG_0316В состав конкурсной комиссии по проведению фотоконкурса на самый красивый наличник во Владимирской области вошли директор департамента культуры Вера Зиннатуллина, председатель регионального отделения «Русского географического общества» Игорь Карлович, президент Ассоциации «Самые красивые деревни России» Александр Мерз-лов, директор компании «ГТРК Владимир» Андрей Филинов, член Союза фотохудожников России Сергей Скуратов.

 

 

 

Напоминаем условия конкурса:

Конкурс проводится до 1 июня 2015 года в два этапа. Первый этап — отборочный, заявители размещают фотографии на сайте виртуального музея резных наличников по адресу: konkurs.nalichniki.com для общественного голосования. По итогам голосования отбираются 30 заявок, получивших наибольшее количество голосов.

На втором этапе рассмотрение конкурсных материалов и подведение итогов конкурса проводит конкурсная комиссия. Фотографии оцениваются в трех номинациях:«Самый красивый наличник», «Художественное фото наличника» и «Необычный наличник».

Информацию о конкурсе можно получить у секретаря конкурсной комиссии Анатолия Карпова. Информационные запросы направляются по электронной почте a_e_karpov@mail.ru или по телефону +7 (920) 924-37-97.

Ирина ДУБИНЕВИЧ
На фото: Анатолий Карпов, инициатор конкурса

В тему:

Смысл узоров

Какой смысл скрывается за резными узорами русского наличника?

Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мировое древо.

Солнце. Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг: встречается изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. В наличниках советского времени солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда.

Вода. Несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависят урожай и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.

Земля. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы: так обозначается вспаханное и засеянное поле. Поле — также ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

Берегиня. Женская фигура иногда определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать: центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Дракона считают самым загадочным мотивом в оформлении наличника. Он встречается довольно редко, и никто не знает, откуда он появился.

Уже в XVIII-XIX вв. резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь — они просто следовали традициям. Они не задумывались о магических свойствах узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это называется памятью предков.