Ниспослание огня

DSC_8451Православные региона встретили Пасху.

Во Владимире, по сути, праздник начался еще в субботу, когда верующие понесли для освящения в храм крашеные яйца, куличи, творожные пасхи, а также — вопреки канону, но от души — все, чему предстояло украсить праздничный стол: пирожки, пирожные и торты, сыры и даже бутылки с кагором. «У тебя на пакете написано: «Кулич пасхальный, свяченый», — говорила немолодая женщина соседке, — значит, святить его не надо». «Как же, на заборе тоже написано, — отвечала та, — надо святить». Освящение пасхальной пищи продолжалось непрерывно практически весь день.

Вечером люди потянулись на церковную службу: Пасха — пожалуй, единственный праздник, когда все храмы переполнены до такой степени, что опоздавшие стоят на улице. Служба начинается в темноте; ровно в полночь в знак победы вечной жизни над вечной смертью зажигаются свечи, и крестный ход выходит на улицу, возглашая «Христос воскресе!». «Есть такая шутка про нерадивых христиан: «Как в церковь ни зайду, там все одно — яйца святят», — улыбается Татьяна Сергеева, прихожанка храма Константина и Елены. — Но на самом деле это действительно самая красивая и торжественная служба, от которой иногда просто слезы на глаза наворачиваются. К тому же, что скрывать, все мы в глубине души мечтаем о чуде, а Пасха — это напоминание о таком чуде, больше которого не бывает. Поэтому даже те, кто весь год не бывает в церкви, на Пасху все равно стараются прийти».

DSC_9442Воскресенье — день всеобщего ликования. Даже неверующие пришли в центр, чтобы забраться на колокольню Успенского собора и позвонить в пасхальные колокола: сделать это можно всего раз в год, поэтому очередь желающих вытянулась на сотню метров. На паперти по традиции раздавали куличи и яйца нуждающимся — в основном, городским бездомным. В день Пасхи многие священники, включая митрополита Евлогия, посещают социальные учреждения — приюты, больницы, дома престарелых и т. д. (кстати, те куличи и яйца, которые в Великую субботу верующие жертвуют храму, отправляются именно туда).

В четыре у Золотых ворот встретили благодатный огонь — накануне его доставили в Москву из Иерусалима; из столицы святыню повезли по разным городам. От огня зажгли лампады, которые понесли по всем владимирским храмам. Также частицы огня раздали верующим — многие из них тут же попытались проверить, правда ли, что сошедший с небес огонь не обжигает, и убедились (правда, так же ведет себя практически любое пламя,
если проводить над ним рукой, не задерживая ее). Огонь несли домой в лампадах, декоративных фонарях, самодельных конструкциях из пластиковой бутылки, бидонах с песком и просто в руках.

«Отнести домой, покрестить огнем двери, кроватку детскую, чтобы никакое зло в доме не держалось, — одна из горожанок объясняет, зачем обычному человеку благодатный огонь, — потом свечку погасить и поставить в красный угол. А если что-то плохое будет происходить — ну, болеть все начнут — можно ее опять зажечь».

Затем крестный ход двинулся к Успенскому собору, где собравшимся прочли пасхальное обращение митрополита Евлогия, а сам владыка наградил отличившихся в делах церковного служения мирян.

Христос воскресе!

Пасхальное обращение митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия ко всей православной пастве Владимирской епархии.

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Что может быть выше и светлее Пасхи Христовой?! Совершенно немыслима наша земная, горестная жизнь без этого радостного дня из всех дней года. Раньше так и жил народ — от Пасхи до Пасхи. Пасха Христова, как вечное Солнце Правды, светит всем лучами благодатной жизни, не схожей ни с одной стороны с мирской жизнью.

Хотя грех человека страшно омрачил и ослепил его душу, лишил его прежних благ Рая и нанес ему смерть, однако он не обессилил Вечного Божьего добра. В Спасителе нашем дан всем нам всесвятой пример любви, которой можно спасаться и спасать ближнего. Все срывы и падения в жизни, вплоть до смерти, возникают по одной причине из причин — исчезновения любви, этой духовно-связующей силы жизни. Себя мы знаем, свои страсти и наклонности, знаем земные сласти и удовольствия, но не ведаем настоящие зовы своей души. Живем так, что есть только мы, все как будто знающие и умеющие, и нет для нас Виновника всего, Творца и Бога, чтобы блюсти наши нравы в духе Его Закона. Если отсутствует в нас духовность, не горит вера, нет любви и благодарности к Богу, не говоря о связях с ближними, часто корыстных, ни о какой полной жизни, счастливящей нас, не может быть никакой речи, если только как теневой.

Христос Бог воскрес для полноты и совершенства нашего бытия, для блаженного бессмертия. Как этого достигнуть? Чаще ходить в храм, как дом Божий, знать его высокие богослужения, дивные таинства спасения души, незримо насыщающие душу и тело. Рай Божий начинается, к нашей радости, уже здесь, во времени, и не оканчивается в вечности. От нас требуется немного, но много можем иметь, если не оставляем веры, горим желанием лучшего, самого спасения души и тела, знаем цену добра и осуждаем зло во всяком виде и роде.

«Поспешим навстречу Пасхе, — учит преподобный Федор Студит, — и будем праздновать Ее всякий раз как можно лучше, умерщвляя страсти и воскрешая добродетели, подражая Господу, дабы мы шли по Его следам». Поздравим всех с Пасхой Христовой, как великой Святыней, радующей и веселящей своей силой всякого, кто душой прикасается к ней, кто творит мир и любовь в людях, создавая славу и благодарение Содетелю Царства Божия — Христу Богу, со Отцем и Святым Духом, освятившем Его на вечность.

Аминь.