Летчик Полетаев

123456Во Владимире в свое время был сильный центр подготовки спортсменов по вертолетному спорту.

О той поре мы поговорили с заслуженным мастером спорта, двукратным чемпионом мира и лейтенантом ВВС в запасе Александром Полетаевым.

 

 

Британцы в шоке

— В гражданскую авиацию я попал случайно — рассказывает Александр Сергеевич, — после армии работал на «Точмаше» фрезеровщиком, и тут мне предложили учиться во Владимирском учебном центре на базе ДОСААФ СССР в Семязино. Было это в 1971 году. С тех пор я полюбил небо и полеты — за непередаваемые ощущения свободы. В Союзе тогда было 16 центров, и владимирский всегда занимал достойное место. Соревнования в СССР начали проводиться с 1958 года, раз в три года проходили чемпионаты мира и Европы.

В 1973 году чемпионат мира проводился в Англии. Я, естественно, туда не попал — был еще начинающим, но мне рассказали. Для советских пилотов это был первый мировой чемпионат. Соперниками же были военные летчики из Англии, Германии, США, Франции, Австрии, Швейцарии и Польши. В нашей команде -только пилоты ДОСААФ, военные летчики были невыездными (запрет сняли лишь в 1989-м). В Англии фаворитами были британцы, и вдруг чемпионом мира стал советский летчик, наш земляк Александр Капралов на тяжелом, еще с бензиновым двигателем, Ми-1. Англичане, конечно, были в шоке.

Танцы с ведром

Вообще вертолетный спорт очень зрелищный. Следование и поиск объектов по маршруту, сбрасывание мешков по целям, причем мешки ради безопасности зрителей заполнены не речным песком, а легкими крупами. Нужно попасть в круг диаметром 5 метров, но зависать над целью нельзя. Задаются жесткие временные рамки, целей несколько и пропуск их не разрешен.

Самое интересное — слалом с ведром, наполненным водой. На 11-метровом канате (это высота примерно 3-этажного дома) нужно пронести это ведро сквозь штанги-ворота. Линия полета получается ломаной, а в конце стоит метровый стол, в центре его — круг в диаметр ведра. Нужно точно поставить туда ведро, по возможности не расплескав воду.

Иногда доходило до курьезов. При подлете иной зацеплял штанги, вода выплескивалась, а в пустое
ведро словно вселялся черт: потоком воздуха оно вращалось по безумной траектории, и поставить его на стол было невозможно — некоторые снимались с соревнования.

В пригороде Лондона

На чемпионат мира за границу я впервые попал в 1986 году. Он проходил в пригороде Лондона. Наша команда приехала в Великобританию в одинаковых светло-коричневых костюмах, светлых рубашках и ярких галстуках. Точно в такой же одежде нас сопровождал сотрудник КГБ. Тот чемпионат мне запомнился тем, что на немецком вертолете Бо-105 знакомого подполковника Люфтваффе я впервые сделал фигуры высшего пилотажа: петли и бочки. Непередаваемые ощущения! На наших тяжелых Ми-2 подобное выкрутить невозможно. А еще памятно то, что на соревнования прилетел принц Эндрю. Он ведь был военным пилотом, незадолго до того сражался на англо-аргентинской войне за Фолклендские острова.

Затем был чемпионат мира в 1989 году во Франции. Обычно машины на соревнования возят на огромном транспортном самолете Ан-22 «Антей», но в тот раз мы почему-то летели во Францию своим ходом. Впечатляющее зрелище — видеть летящую эскадрилью вертолетов! Следующий чемпионат — снова Англия, 1992 год. А в 1994 году коллег, наконец-то, принимали мы — в Тушино.

Новые времена

Но к тому времени наступили трудные времена. С 1976 года я летал инструктором во Владимирском отряде, был командиром звена, потом замом командира эскадрильи. В 1991 году, как, к сожалению, и многое в Советском Союзе, отряд распался. Центр подготовки летчиков преобразовался в аэроклуб. Вертолеты постепенно выходили из строя. В последние годы существования Союза конструкторское бюро Миля разрабатывало новые вертолеты Ми-34 и Ми-38, но из-за распада страны и безденежья выпустили всего несколько штук этих хороших машин. На Ми-38, кстати, недавно был установлен новый мировой рекорд.

С «нулевых» годов я уже не летаю. В 2012 году чемпионат проходил в Серпухове. Я в нем участвовал, но в качестве судьи. В этом соревновании появились новые участники: вертолетчики из Китая, Японии и Казахстана.

…Сейчас россияне чаще летают не на отечественных машинах, а на американских «Robinson», да и то число этих энтузиастов невелико. А в свое время столько молодых ребят занимались вертолетным спортом, осваивали технику! Об этом теперь можно только вспоминать…