Андрей Хижина и банан

DSC_7279 Суздальчанка взяла Гран-при мультфестиваля.

В Суздале прошел XX Открытый российский фестиваль анимационного кино — главный профессиональный смотр отечественной мультипликации в стране. Двадцать лет — срок, после которого можно подводить итоги, и они таковы: все, чего опасались участники фестиваля в предыдущие годы, не убило анимацию, а сделало ее сильнее. Возможность рисовать фильмы на компьютере не лишила их души, Интернет оказался не только отчаянным прибежищем тех, кому не пробиться на ТВ, но и отличным инструментом завоевать аудиторию и заработать денег. Кстати, и недостаток государственного финансирования сейчас не повод опускать руки. Есть другие способы найти деньги, в том числе краудфандинг («шапка», пущенная в том же Интернете): кукольник Гарри Бардин, например, собрал таким образом более 4 млн рублей за два месяца.

— Все это дает какую-то надежду, что мир устроен правильно и мы сумеем вырулить из любого апокалипсиса, — рассуждает директор фестиваля Александр Герасимов. — На первый взгляд, анимация кажется самой беззащитной из всех видов киноискусства, но вместе с тем в ней большая сила. Индустрия, серьезно пострадавшая в девяностых и ранних двухтысячных, понемногу восстанавливается и крепнет. И хотя без господдержки ей по-прежнему не выжить, я думаю, что лет через 5-7 и эта ситуация изменится. Нынешний кризис серьезно ударил по анимации — в плане сокращения закупок на ТВ, уменьшения спроса на брендированные товары и т.п., — но эта ситуация уже не вызывает такой паники, которую мы наблюдали в прошлые годы.

DSC_5074Что касается фестивальной программы — в этом году она получилась достаточно сильной. Свои новые фильмы в Суздале представили обладатель «Сезара» и оскаровский номинант Константин Бронзит (его история «Мы не можем жить без космоса» стала лидером профессионального рейтинга аниматоров), победители и призеры прошлых лет Леонид Шмельков, Сергей Меринов, Андрей Соколов, Олег Ужинов. Специальный приз жюри получил Дмитрий Высоцкий за уморительно смешной детский фильм «Пык-пык-пык». «Однажды я увидел, как муравей ползет по ветке, и из этого появилась история про муравьев, птицу, лесоруба и — невольно — про нашу агрессию друг к другу, — рассказал он. — Для меня показать фильм на фестивале было важно из-за того, что автору всегда хочется видеть реакцию зрителей, без этого творчество сводится к стоянию у зеркала. В каждую работу вложено очень много времени, энергии, души, мозгов — но отданное возвращается с добрыми отзывами и дает силу работать дальше».

В этом году серьезное место на фестивале было отдано литературе, под эгидой которой проходит 2015 год: фильмы, снятые по мотивам литературных произведений, участвовали в специальном конкурсе. Алексей Демин представил историю «Андрей Хижина и его горе» по рассказам Давида Дара. Ранее он показывал в Суздале «Шатало» по Ковалю, чеховского «Очумелова», «Праздник для слонов» по стихам Юнны Мориц.

«Просто экранизировать книгу неинтересно, — поделился он. — То, что делаю я, —    это любовь. У Коваля есть сумасшедшая строчка: «Шатало ушел и унес вкус воды». Прочитав это, больше нельзя спокойно жить. Хочется поделиться тем, что ты понял: даже то, что не нравится, надо терпеть и любить, иначе мир развалится. «Андрей Хижина» — это история о том, как пожилой и вредный Кузьма Кузьмич совершает сверхчеловеческий поступок
—    берет на себя чужое горе. А красивому, белозубому и влюбленному Андрею Хижине счастье мешает быть человеком. Как же про это не рассказать? Работая над этим, я получаю сумасшедшее удовольствие. И, кстати, собираюсь сделать еще что-нибудь из Дара, это невероятный автор».

Также удачной была программа студенческих и дебютных работ — настолько, что впервые в двадцатилетней истории фестиваля Гран-при достался студенческому фильму. Опасения, что анимацию некому будет делать, потому что талантливая молодежь найдет более прибыльные занятия, похоже, тоже оказались  беспочвенными.

ЦИФРА: 185 мультфильмов было заявлено на фестиваль в этом году

На фото: Светлана Разгуляева; Александр Петров и Юрий Норштейн

 

Баржа с мечтой

DSC_7411Фильм «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой, выпускницы суздальского реставрационного училища, получил все главные награды фестиваля.

— Сама я из Сибири, из поселка под названием Малоюганский, — рассказала победительница в эксклюзивном интервью газете «Призыв».

—    Потом переехала в Сургут, там поступила в художественную школу. Учительница, которая однажды была в Суздале на пленэре, очень хвалила этот город и советовала мне ехать туда, чтобы учиться на реставратора. И вот после десятого класса я поехала в Суздаль, чтобы попробовать поступить в училище. Конкурс был два с половиной человека на место, я ни на что особенно не рассчитывала, но неожиданно прошла. Так я осталась в Суздале. Уже на первом курсе я поняла, что реставрация —  это не мое. Но в Суздале у меня впервые появились друзья и единомышленники, у меня был очень хороший преподаватель, художник Александр Комаров, поэтому я доучилась до конца и даже получила красный диплом.

Где-то между третьим и четвертым курсом я попробовала поступить в суриковское училище, но не удалось. А потом съездила во ВГИК и поняла, что мое место именно там. Поэтому после Суздаля поступала туда и провалилась. Год я работала во ВГИКе посудомойщицей и натурщицей, одновременно ходила на подготовительные курсы… и снова не поступила. Зато постепенно поняла, что хочу заниматься именно анимацией, а не кино, например. В итоге во ВГИК я поступала четыре раза, все получилось только на пятый.

Закончила ВГИК с красным дипломом, но не было ощущения, что я могу взять на себя ответственность за собственный фильм, поэтому я снова пошла учиться — в Школу аниматоров-режиссеров. «Банан…» — уже седьмой мой фильм.

«Почему банан огрызается» — история человека, у которого вылезли хвост и проблемы в отношении с миром. Эту историю я полностью выдумала. Но, по сути, она про меня и про то, что при всех недостатках надо любить себя, и уважать, и стремиться к тому, что ты сам для себя считаешь лучшим — тогда в какой-то самый тяжелый момент на помощь придет баржа с мечтой, и все у тебя будет хорошо. А еще в какой-то момент мне показалось, что я снимаю то, что потом случается и в моей жизни. Так что, надеюсь, у меня все тоже сложится удачно.

Вручая Светлане Гран-при, председатель жюри, режиссер Андрей Хржановский, сказал: «Наш приз имеет подзаголовок «За одинокий голос человека», потому что очень важно, когда человек нестандартных взглядов, нестандартной судьбы имеет голос и так его выражает». Также «Банан…» стал победителем акции «Открытая премьера»: мультфильмы конкурсной программы суздальского фестиваля показывали детям в 20 городах России от Симферополя до Салехарда, после этого зрители голосовали за наиболее понравившиеся работы.

…А что касается баржи с мечтой, которая приходит к тому, кто умеет преодолевать все преграды: рассказывая об отзывах, полученных после показа, Светлана пошутила: «Норштейн не хвалил». Похвала от ворчливого и бескомпромиссного автора двух лучших мультфильмов мира — «Сказки сказок» и «Ежика в тумане» — синяя птица для любого молодого аниматора. В тот момент никто еще не знал, что приз имени Александра Татарского, который мэтры анимации присуждают самому талантливому дебютанту, будет вручать ей именно Юрий Норштейн.