С «художественным» подходом к образовательным проблемам

Перспективы сотрудничества преподавателей детских художественных школ области, а также актуальные вопросы обучения детей искусству сегодня обсудили более полусотни педагогов со всего региона. Во Владимире прошел уже традиционный открытый семинар среди педагогов допобразования. Обмен опытом и повышение творческого мастерства — основные задачи проекта. Какие проблемы волнуют молодых учителей и как оценивают провинциальное художественное образование столичные специалисты? — расскажет Наталья Зобнина.

Василий Лебедев — потомственный художник. Его прадед проектировал корабли еще при Николае II. Поэтому вопрос: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — маленькому Василию никогда не задавали. Он окончил ивановское художественное училище. Кадровый голод в художественной среде чувствуется очень, — говорит молодой человек. Зарплаты мизерные — нагрузки в школах серьезные. В этой профессии — лишь самые преданные люди. Василий работает в нескольких школах — чтобы выжить. Но не жалуется — работу свою любит и открыто говорит о проблемах в дополнительном образовании детей сегодня.

ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ №7 (Г. ВЛАДИМИР)

Это доступность электронных ресурсов — интернет тот же. Дети приходят с планшетами, заниматься с ними, с электроникой — учебному процессу мало времени уделяют, там как бы интереснее. 

Поэтому выставки, семинары, интересные встречи с мастерами в современных «художках» — норма. Детей педагоги стараются заинтересовывать — и подходят к процессу творчески. Вера Лещева стояла у истоков таких вот педагогических слетов. Она в профессии больше 20 лет и знает наверняка, что нужно для того, чтобы в ребенке талант воспитать. А также понимает, чему надо учиться современным педагогам. Пять лет назад стала одной из вдохновительниц большого семинара для педагогов-художников. Ее идея и сегодня востребована. В зале порядка полусотни учителей со всей области. Главный вопрос — подготовка кадров. Оказывается, в России нет ни одного учебного заведения, которые бы специально готовили учителей для художественных школ.

ВЕРА ЛЕЩЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ №6 (Г. ВЛАДИМИР)

То есть, у нас готовят преподавателей-художников, но для того, чтобы мы работали в общеобразовательных школах. То есть, 1-2-3 урока в неделю, в зависимости от специализации в школах. А когда мы приходим в художественную школу работать, у нас же 12 уроков в неделю: это и рисунок, живопись, композиция, декоративное искусство, история искусств, скульптура — и преподавателей не готовят. 

А вот директора школы Наталью Богушеву больше волнует вопрос, который взбудоражил преподавательскую среду в прошлом году. Именно тогда стали внедрять новые государственные требования, увеличили сроки обучения, изменили учебные программы. А что в итоге?

НАТАЛЬЯ БОГУШЕВА, ДИРЕКТОР ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ №6 (Г. ВЛАДИМИР)

Все, что было — упорядочено. Спрашивала хореографов, а у нас же школа искусств и художников, как вам? Ну что-то стало сложнее, что-то урезалось в плане часов и приходится изыскивать возможность, чтобы дети не страдали от отсутствия тех или иных уроков. 

На большой педагогический слет приехала специально и исполнительный директор Союза педагогов-художников Марина Астафьева. Столичная гостья уверена — именно в глубинке можно воспитать настоящего художника. Здесь и традиции, и уникальные педагоги. Она обратила внимание на то, что сегодня в зале — почти одни дамы. Причем с солидным преподавательским стажем. Марина считает — это очень хорошо. Несмотря на возраст — люди шагают в ногу со временем и активно учатся, охотно принимая новые тенденции в изобразительном искусстве.

 МАРИНА АСТАФЬЕВА, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СОЮЗА ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЖУРНАЛА «ART TEACHER» (Г. МОСКВА)

И в этом визуальном контенте скажем так, который собираем и стараемся этому обучить педагогов, чтобы само содержание было красивое, было эстетичное, было показательное для детей — это важно, и этого нам не предложит никакая Европа, потому что у них другие основы образования. Там важно ребенка развлечь, а у нас важно дать ребенку нечто большее, чем просто умение рисовать. У нас важно, чтобы ребенок научился воспринимать жизнь эмоционально, с интересом к ней относился.

И это — говорит московский эксперт — получается на отлично у провинциальных педагогов. Сохранить баланс между традициями и новаторством — главная задача современного художественного образования, сошлись во мнении все участники пятого педагогического слета.

Наталья Зобнина, Илья Фомин.