В том же зале 40 лет спустя

Фурман-СпиваковПо окончании знаменательного для области в Год культуры события — Международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» — хотелось бы рассказать о его первом и последнем концертах в нашем городе, прошедших во Владимирской филармонии с разрывом ровно в 40 лет.

Тогда, в 70-х, во Владимирской филармонии нередко выступали известные музыканты. Приезжали Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Дмитрий Башкиров, Святослав Рихтер, Никита Богословский и другие. И вот в 1974-м на неброской афише я прочел незнакомое имя -артист Росконцерта Владимир Спиваков.

Анонсом сообщалось, что В. Спиваков выступит во Владимире с циклом из трех концертов французской скрипичной музыки. Первый из них посвящен творчеству Шарля Сен-Санса. Мы с супругой без колебаний купили билеты и отправились в филармонию.

На сцену вышел среднего роста черноволосый паренек в темном костюме, плавным движением поднял скрипку вверх. И зазвучала музыка, заставившая нас позабыть обо всем на свете. Подробности того концерта, репертуар стерлись из памяти. Осталось и по сей день лишь ощущение блистательной игры, высокого искусства скрипача-виртуоза.

В тот вечер в филармонии присутствовало не более 50-60 человек, фактически зал, к сожалению, оказался пустым. Но скрипач словно не заметил этого, играя романтично и вдохновенно, как и при большой аудитории. В перерыве обменивались мнениями с редкими знакомыми.

— Фантастика, гениально! Но я об этом молодом человеке ничего не слышал… Блестящая, удивительная техника, обязательно пойду и на два других концерта… Юный вундеркинд, гений скрипки, волшебник! — мнения немногочисленных почитателей классической музыки были единодушными.

Что еще запомнилось? Антракт показался слишком длинным, все с нетерпением ждали второго отделения. Где-то в середине его на фоне вдохновенной игры молодого скрипача из фойе донесся шум спора, громкие
до безобразия женские голоса. Спиваков опускает скрипку. Самообладание не покидает артиста, ни один мускул не дрогнул на его лице. Он молча ждет. Через пару минут, когда все наконец стихло, продолжил игру.

К большому сожалению тех, кто присутствовал тогда в филармонии, два других концерта анонсируемого французского цикла во Владимире не состоялись. Хотя мы, то есть те, кто был на концерте, их очень ждали. Что явилось тому причиной — малочисленность слушателей, хамство в фойе, иные обстоятельства, — осталось за кадром.

Впоследствии в Москве, Владимире, Ростове-на-Дону я трижды бывал на концертах Владимира Спивакова, вскоре ставшего главным дирижером «Виртуозов Москвы». Настали иные времена, на «Виртуозов» билетов не достать. Но тот давний скрипичный концерт в самом начале его блистательной карьеры при полупустом зале запомнился особо.

И вот спустя 40 лет Владимир Спиваков со своим прославленным ансамблем вновь на сцене нашей филармонии. Атмосфера совсем иная: билетов нет, переполненный зал, оба отделения концерта идут под несмолкаемые аплодисменты. Звучат мелодии Чайковского, Моцарта, Пьяццоллы, под аккомпанемент оркестра блистательно поет восходящая звезда Большого театра Алина Яровая. Но есть и отличие. Сейчас в руках народного артиста СССР не скрипка, а тоненькая, почти невесомая дирижерская палочка.

После третьего по счету концерта «Виртуозов Москвы» на Владимирщине (ранее оркестр с маэстро выступал в усадьбе Храповицкого и Коврове) вместе с вице-губернатором области Михаилом Колковым и директором филармонии Геннадием Бобковым останавливаемся у артистической комнаты.

— Владимир Теодорович знает, что вы хотите презентовать ему книгу, где есть эссе о его первом концерте в нашем городе, — замечает Михаил Колков.

— Минут 20 придется подождать, — проясняет ситуацию Геннадий Бобков. — Артисты переодеваются, стараются снять напряжение и расслабиться после выступления.

И вот нас приглашают к Спивакову. Внешне великий артист спокоен и доброжелателен. Он уже сменил торжественный фрак дирижера на повседневную одежду: неброская в синюю полоску верхняя рубашка, вязаная свободная жилетка, темные брюки. На вид он моложав и подтянут, кажется значительно моложе своих лет, под одеждой угадывается крепкая мускулатура.

А я вспоминаю такую деталь его биографии. Когда еще в детстве Владимир Спиваков учился играть на скрипке, его подстерегла компания мальчишек. Попытались отнять скрипку, он убежал. Потом серьезно занявшись боксом, окрепнув физически и морально, сумел дать хулиганам достойный отпор. Уже в зрелом возрасте боксерские навыки тоже пригодились: маэстро Спиваков дважды сумел благодаря им дать отпор хулигану в самолете и расправиться сразу с тремя бандитами(!), потребовавшими от него на безлюдной улице Парижа кошелек и деньги, предназначавшиеся для всего оркестра.

Открыв свою книгу «Радуга памяти» на странице с эссе «Так начинал Владимир Спиваков», надписываю ее. В последующей краткой беседе Владимир Спиваков заметил, что он помнит о том давнем концерте и любит бывать в нашем городе, ассоциирующемся с его именем. А вторую книгу он надписал сам, оставив автограф для моего внука Миши, который недавно начал заниматься скрипкой.

— Как мне жаль этого мальчика, — раскованно, шутливо и с доброй улыбкой заметил наш гость. — Вспоминаю себя в его годы.

Как давнему поклоннику классической музыки, мне хотелось бы поблагодарить руководство области и нашу филармонию за столь щедрый подарок — встречу с выдающимся коллективом «Виртуозы Москвы» и Владимиром Спиваковым. Будем надеяться — не последнюю.

А начинал Владимир Теодорович свой блистательный творческий путь с 11 лет в школе при Ленинградской консерватории, которую по классу фортепьяно закончила его мама — Екатерина Осиповна. Между строк замечу, мне особенно приятно, что она тоже родилась в моем родном солнечном Кишиневе.

Марк Фурман, заслуженный врач РФ

Фото Г. Попова