Музыкальная совесть России

DSC_8205Ведущие музыкальные коллективы из Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода, Иваново и Ярославля принимают участие в Танеевских музыкальных собраниях.

Во Владимире всегда была жадная до концертов публика.
— Где бы мы ни выступали — в зале Владимирской филармонии или в концертных залах Мурома, Суздаля и Кольчугино, — зал был битком, — говорит художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии имени Мстислава Ростроповича Александр Скульский.

Мы сидим в гримерке концертного зала имени С.И. Танеева. Несколько минут до концерта: нижегородцы открывают Танеевские музыкальные собрания. Рядом — сплошь заставленная музыкальными инструментами, пюпитрами и стульями сцена. Этот оркестр — один из самых больших в России. В нем занято 104 музыканта, но во Владимир приехали лишь 73 — столько вмещает сцена. («Когда во Владимире появится большой концертный зал, мы приедем всем составом», — обещает Скульский).

Однако не в размерах счастье. Когда-то владимирские меломаны стоя аплодировали нижегородскому оркестру, который был гораздо меньше сегодняшнего. Сорок один —  именно столько концертов дали музыканты во Владимире с 1963-го по 1984 год. А потом — 30-летний перерыв, ничем необъяснимый. Между тем концерты, на которых посчастливилось побывать владимирским почитателям классической музыки, были наполнены совершенно изумительными и значимыми для музыкальной жизни событиями. 1970 год: Наталья Гутман впервые исполняет «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского. 1972 год: звучит «Поэтория» Родиона Щедрина — концерт для поэта, смешанного хора и оркестра на стихи Андрея Вознесенского, стихи читает автор. 1980 год: великий Юрий Темирканов дирижирует оркестром, который исполняет «Реквием» Моцарта. И это все — во Владимире!

— Я помню, Мстислав Ростропович играл с нашим оркестром «Вариации на тему рококо» Чайковского, а кому-то из владимирской прессы это не понравилось, они даже имели наглость раскритиковать Мастера, — улыбается Скульский. — И все эти встречи с великими музыкантами происходили вот здесь — в этой самой комнате, где мы сейчас сидим.

Для гостей фестиваля выступление нижегородского оркестра стало большим событием. Публика внимала музыке, казалось, даже вздохом боясь разрушить хрупкое волшебство. Солнечный Чайковский, мистический Бах и напоследок торжественный Танеев — музыкальный экстаз накатывал волнами и в завершение прорвался ливнем. Зал перевел дыхание… и разразился аплодисментами. Это была танеевская симфония до минор из четырех частей.

— Ваш земляк Сергей Танеев — незаурядная личность, его называли музыкальной совестью России, — говорит Александр Скульский. — Но подумайте, показывается ли во Владимире творчество Танеева во всем его масштабе? Нет. Сегодняшний фестиваль — это скромный вклад в память великого композитора. Так его и надо оценивать.

Кроме грандиозной симфонии, прозвучавшей во втором отделении, нижегородский оркестр преподнес владимирцам прекрасную композицию Сергея Танеева «Храм Аполлона в Дельфах» из оперы «Орестея». И это стало открытием, потому что, как оказалось, творчество своего земляка мы практически не знаем.

Программа фестиваля

21 ноября (пятница) 18.30

Международная музыкальная программа «Славянское единство».

Государственный академический русский концертный оркестр «БОЯН» (г. Москва). Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист СССР, профессор Анатолий Полетаев.

Владимирский оркестр. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный деятель искусств России Анатолий Антонов.

23 ноября (воскресенье) 16.00

Ансамбль народной духовной музыки «Светилен». Художественный руководитель — Дмитрий Гаркави (Ивановская государственная филармония).

25 ноября (вторник) 18.30

«Юные таланты земли Владимирской».

Концерт учащихся и выпускников детских музыкальных школ, лауреатов и дипломантов конкурсов.

Владимирский оркестр. Художественный руководитель и дирижер — Анатолий Антонов.

27 ноября (четверг) 18.30

Закрытие фестиваля.

С.И. Танеев, кантата «Иоанн Дамаскин».

Лауреат Международного конкурса профессиональных хоров в Польше филармоническая хоровая капелла «Ярославия». Художественный руководитель и главный дирижер — лауреат премии им. Л.В. Собинова, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Контарев (Ярославская государственная филармония).

Камерный струнный оркестр. Художественный руководитель — Александр Сонин.

Информация о концертах — на сайте Владимирской областной филармонии vladfilarmonia.ru

Фото Г.Попова

 

В тему:

Мало быть просто музыкантом

DSC_8223Приятным сюрпризом для гостей фестиваля стало выступление на его открытии двух наших землячек.

Сегодня они — солистки оркестра Нижегородской филармонии. Это лауреат международных конкурсов Карина Кузьмина (альт) и Надежда Хлынова (фортепиано). Обе девушки -выпускницы владимирского музыкального колледжа.

— Обе девочки талантливы. Это молодое поколение хороших музыкантов, прекрасно обученное, с широкими творческими интересами, с большими возможностями, с ярким артистизмом, — говорит руководитель оркестра Александр Скульский.

Кстати, музыканты оркестра уважают своего руководителя как раз за то, что он как опытный дирижер прекрасно понимает свою сверхзадачу — объединить музыкантов общей идеей. Профессионалов, технически подготовленных дирижеров много, но мало кто доверяет оркестру и предоставляет коллективу эмоциональную свободу. Если бы не это доверие, вряд ли у владимирских зрителей появилась возможность оценить творческие находки Карины Кузьминой. Музыкант специально для концерта во Владимире сделала свои собственные версии произведений, которые Чайковский написал для виолончели. И выбор произведений Петра Ильича не случаен — известно, что Сергей Иванович Танеев был его любимым учеником. Искренняя и эмоциональная интерпретация знаменитых пьес на альте звучит даже лучше, чем на виолончели. Солистка прекрасно себя чувствует в ансамбле с оркестром и в контакте с дирижером.

Но вот отзвучали легкие и красивые пьесы, и зрители провожают Карину со сцены продолжительными аплодисментами.

—    Так волнительно выступать на этой сцене после долгого перерыва, но у слушателей здесь всегда большой кредит доверия, тем более к своим землякам. У меня были только положительные эмоции, я постаралась все рассказать своим выступлением, думаю, мне это удалось, — уже за кулисами делится впечатлениями альтистка. — Альт — уникальный инструмент, соединяющий в себе тембры скрипки и виолончели. Написанного специально для альта сейчас не особенно много. Кроме того, исполняемое сочинение должно выразить что-то личное, свое. Не все современные пьесы отвечают таким критериям, поэтому возникает потребность в переложениях для альта шедевров скрипичного и виолончельного репертуара.

Выяснилось, что Карина — из музыкальной семьи. Ее бабушка всю жизнь прекрасно пела и играла на гитаре, мама — профессиональный музыкант по классу аккордеона и домры. Карина училась в музыкальной школе, окончила музыкальный колледж. Несколько лет работала в симфоническом оркестре под управлением Артема Маркина. Выпускница нижегородской консерватории, сейчас она является концертмейстером группы альтов нижегородского симфонического оркестра.

—    Для того чтобы быть музыкантом, мало быть просто музыкантом — надо ярко и талантливо жить, — уверена Карина. — Музыканты тем и славятся, что нестандартно, подчас оригинально мыслят. Прекрасно, когда человек расширяет границы, позволяет себе что-то непривычное. Это и называется творчеством.