Главное — не впасть в уныние…

SONY DSCНаверное, каждый из вас знаком со школьным учебником русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта — в весьма незамысловатой обложке желтого цвета с изображенным на ней пером. Программа этого учебника носит развивающий характер, и многие учителя Владимирской области отдают предпочтение именно ему.

Таким образом, фамилия Павла Александровича Леканта знакома даже людям, далеким от филологии. А вот те, кто изучает филологические дисциплины более основательно, на вопрос, кто такой Лекант, не задумываясь, ответят, что это крупнейший современный языковед, основатель грамматической научной школы. Сейчас он возглавляет кафедру современного русского языка МГОУ. И на днях в рамках работы Международной школы «Юный словесник» на базе филологического факультета ВлГУ побывал во Владимире.

Особый гость

С нашим древним городом у него сложились совершенно особые отношения: вот уже почти 18 лет он регулярно приезжает на конференции, проводимые филфаком, в качестве почетного гостя.

— Первый раз такой визит был в 1997 году, — вспоминает зав. кафедрой русского языка Марина Васильевна Пименова. — Сначала он приехал один, в следующий раз привез с собой двух учеников. И так постепенно, год за годом, количество гостей, которое Павел Александрович привозил с собой, росло. В конце концов в наш университет на конференции стала съезжаться почти вся кафедра современного русского языка МГОУ, чему мы, разумеется, были очень рады.

Возвращаться во Владимир вновь и вновь Павла Александровича заставляет давняя дружба с профессором филологического факультета Владимиром Ивановичем Фу-рашовым. Владимир Иванович — настоящая легенда филфака, один из крупнейших в стране экспертов по истории и теории языкознания. Профессор уже второй год на пенсии, однако участникам Международной школы выпала возможность послушать его лекции по нерешенным вопросам синтаксиса.

Лекции Павла Александровича — особый подарок для студентов-филологов. Правда, вопросов ему задают мало — слишком уж темы сложные.

— Студентам обычно больше по душе лексика — лекции по лексикологии всегда наполнены разными необычными примерами, — поясняет профессор. — А тут грамматика. Какие могут быть шутки в грамматике?

Без шуток

Никаких шуток. Лекции проходят в атмосфере абсолютной серьезности. После одной из них направляюсь к Павлу Александровичу со своим списком вопросов. Успеваю только представиться — профессор реагирует мгновенно и сразу отвечает на мой незаданный первый вопрос:

— Знаете, как только приезжаю в другой город, первый вопрос, который мне задают журналисты, звучит так: «Правда ли, что русский язык портится?» Отвечаю я тоже всегда одинаково: «Нет, русский язык не портится, это речь портится». Просто одни люди не умеют грамотно говорить, другие не считают нужным следить за своей речью, третьи намеренно искажают слова, чтобы придать своей речи, как они считают, изюминку. Взять того же Жириновского — умный, образованный человек, который умеет грамотно и писать, и говорить. Однако он создал себе образ лихого, скандального политика.

    А как вы думаете, нужно ли бороться с заимствованиями из английского, которые в последнее время так засорили язык?

—    Бороться — слишком сильно сказано. Наверное, вы знаете, что В.И. Даль в свое время боролся с чужеземными словами. И когда составлял словарь, намеренно заменял слова иностранного происхождения русскими. На самом деле это больше походило на толкование. Например, французское слово «кокетка» он заменил на «казотка», производное от русского глагола «казаться». Это явление получило название языкового пуризма. Я же считаю, что пытаться очистить язык — совершенно бессмысленное занятие. Кроме того, если говорить о неумеренных заимствованиях из английского языка, мне кажется, что самый пик буйства этого явления уже прошел — со временем язык будет очищаться сам.

Учитель — не слуга!

Со стереотипом о том, что речевая культура современной студенческой молодежи сильно упала, Павел Александрович категорически не согласен. Профессор видит другую проблему, которая его как представителя научной сферы очень расстраивает.

—    Понизился интерес студентов к науке, — говорит он. — И это неудивительно, поскольку все студенты приходят из школ, а школы не дают развиваться интересу к науке — все сейчас направлено на «натаскивание» к ЕГЭ. На мой взгляд, научный интерес должен вызвать преподаватель вуза, но это не всегда получается. В университете научной деятельностью занимаются в основном магистранты, но поскольку магистратура сейчас преимущественно платная, зачастую в ней оказываются студенты, не питающие интереса к науке, а те, у кого есть деньги и потребность в корочках более высокого порядка. А бывает, что студент, интересующийся наукой, не имеет финансовой возможности поступить в магистратуру и оказывается «за бортом».

Павел Александрович считает, что работать учителем сейчас гораздо сложнее, чем было лет 20-30 назад, поскольку классовое расслоение очень сильно изменило как детей, так и родителей.

—   Сейчас многие родители смотрят на учителя как на слугу. «Мы плохо воспитали, а вы теперь исправляйте». Раньше профессию учителя уважали в разы больше.

Однако главное, чему должна научить школа, по мнению профессора, — совсем не правила орфографии и пунктуации. «Самое главное в жизни — не впасть в уныние, — считает Павел Александрович. — И именно учителя школ должны научить детей избегать этого греха».