Пять тем — пять критериев

сочинениеВ Рособрнадзоре подготовили рекомендации для школ и вузов по оценке сочинений, которые со следующего года станут обязательными для выпускников школ, войдя в структуру ЕГЭ.

Правда, пока все критерии только в проекте: обсуждения продолжаются. Но планируется, что сочинение будет оцениваться по пяти параметрам: соответствие теме и аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность. Скорее всего, этот литературный труд будет объемом не менее 350 слов, что соответствует примерно 2-2,5 листам размера А4. Пугают, если в сочинении будет менее 250 слов (включая, в том числе, и служебные слова), такая работа будет считается невыполненной и получит 0 баллов.

Чтобы получить «зачет» по сочинению, необходимо, чтобы работа соответствовала первым двум критериям: выпускник не должен уйти от темы, а его аргументы должны опираться на литературное произведение. Кроме того, понадобится хотя бы один «зачет» по остальным трем критериям.

— Чтобы итоговое сочинение было сочинением, нужно провести большую подготовительную работу, — высказывает свое мнение заместитель директора гимназии №3 г. Владимира Надежда Зацепина. — Но мы рады, что сочинение возвращается в школы: дети должны уметь письменно выражать свои мысли.

Третья гимназия занимает лидирующие строчки в школьных владимирских рейтингах по сдаче ЕГЭ по русскому языку. Дети сочинения не боятся, поскольку с ними занимаются сильные преподаватели. Правда, для самих учителей-гуманитариев такое скоропостижное возвращение сочинения — стресс:
чтобы писать его на экзамене, нужна совсем другая методика преподавания.

— На литераторов по этому поводу ложится большая ответственность: они должны научить детей письменно выдвигать свои собственные суждения, аргументировать их, между тем многие позиции письменной речи в школах утеряны, — рассуждает Надежда Владимировна. — Сейчас все больше внимания уделяется диалоговым принципам, хорошо развита устная речь. Да, трудно будет все восстановить. Не уверена, что сочинение первых лет будет тем сочинением, каким оно должно быть. Однако постепенно, думаю, все наладится.

Напомним пять общих направлений тем сочинений для выпускников школ 2015 года:    «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Михаила Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?»

На экзамене ребятам предложат по одной теме из каждого направления, их объявят только в день сочинения. Нужно будет высказать свою точку зрения на основе хотя бы одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору.

В тему:

В школе за сочинение будут ставить «зачет» или «незачет». А вот многие вузы по сей день не знают, будут они учитывать сочинения абитуриентов или нет.

Когда новые правила только обсуждались, речь шла именно о том, что вузы сами определяют: учитывать или не учитывать сочинения. На одной из встреч с министром образовании и науки Дмитрием Ливановым ректоры некоторых российских высших школ заявили, что готовы принимать выпускные школьные сочинения и оценивать их. В итоге, в последнем варианте правил приема оказалось, что это обязательство возложено на все вузы: они должны учитывать сочинение по желанию самого абитуриента.

И вот теперь Минобрнауки решило скорректировать правила, подготовив проект изменений в порядок приема в вузы, где высшим учебным заведениям дается право самим решать: учитывать все-таки или не учитывать сочинение при поступлении.

Мы связались с приемной комиссией ВлГУ, чтобы узнать о судьбе владимирских абитуриентов следующего года. Оказалось, что сочинение занесено в «Правила приема в ВлГУ на 2015/2016 учебный год». Правда, есть оговорка. Сочинение выпускника школы будет зачтено при условии, если его проверят преподаватели вуза («Правила приема» — параграф IV, пункт «г» «Учет индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение»). При этом абитуриент получит за это индивидуальное достижение всего один балл. Этот балл будет добавляться к итогам абитуриента при спорных вопросах: например, если на последнее бюджетное место при одинаковом количестве баллов будут претендовать два или несколько кандидатов («Правила приема» — параграф X пункт 112).

Рособрнадзор, кстати, и вузам рекомендует шкалу оценки сочинений. По этой шкале первый и второй критерии так же являются основными, как и в школе, и за них можно набрать 4 балла. Эксперты ФИПИ считают, что если абитуриент получил 0 баллов за первые критерии, то работу можно дальше не проверять и не засчитывать.

ЦИФРА   
235 минут — время, которое отводится на написание сочинения

Пожилым сочинение по душе

Более половины родителей российских школьников положительно встретили известие, что в школы вернется сочинение.

Согласно опросу, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52% родителей (и 44% остальных опрошенных) не против, что с 2015 года сочинение станет одним из
обязательных условий допуска к ЕГЭ по русскому языку. Причем этот факт больше по душе пожилым людям (51% респондентов старше 60 лет) и россиянам, имеющим высшее образование (50%), чем молодежи (37% молодых людей от 18 до 24 лет) и малообразованным участникам опроса (41%).

Негативно о принятом решении высказываются 14% респондентов, причем чаще других — люди с низким доходом (23%), молодежь в возрасте 18-24 лет (21%), жители средних городов (19%). Треть
респондентов (32%) призналась, что эта новость им безразлична: среди них те, у кого нет детей дошкольного возраста (37%), и родители учащихся — 19%. Равнодушие в данном вопросе проявляют, скорее, респонденты с начальным образованием (44%) и мужчины (37%), нежели высокообразованные участники опроса (26%) и женщины (27%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен в августе 2014 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.