НАСЛЕДИЕ: Дом-музей Зворыкиных

Родной дом изобретателя телевидения Владимира Зворыкина, главное здание Муромского историко-художественного музея находится под угрозой разрушения. Одно из самых красивых зданий своего времени, трёхэтажный купеческий особняк, в наши дни переживает не лучшие годы. Последний капитальный ремонт в здании проводили полвека назад. О состоянии дома, где вырос Владимир Козьмич Зворыкин, в новой серии нашего проекта «Наследие» расскажет Дмитрий Киричков.

 

Этот дом для своей семьи построил в середине XIX века богатый муромский купец Зворыкин. А в 1888 году здесь родился, человек, чье изобретение оказало огромное влияние без преувеличения на весь мир. Владимир Козьмич Зворыкин — «отец» телевидения. Дом Зворыкиных считался одним из самых красивых зданий Мурома того времени. Три этажа — строили в расчете на века. Купеческому семейству здесь было даже чересчур просторно. Жилыми были только первый и второй этаж. На третьем большая часть комнат пустовала. Мезонин и вовсе был просто забит сундуками.

АННА ГОРСКАЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПО НАУЧНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Домашняя обстановка, конечно, оказала влияние на выбор Владимира Козьмича, на выбор профессии. Дело в том, что отец Зворыкина, Козьма, был очень прогрессивным человеком. Всего дети получили высшее образование. Такой прогрессивный взгляд купца помог реализовать Владимиру Зворыкину свой природный талант, интерес к технике.

Владимир Зворыкин окончил реальное училище Мурома, после чего, в 1906 году, уехал в Санкт-Петербург, где впервые начал заниматься опытами по передаче изображения на расстояния. Но совершить своё великое открытие ему было суждено уже за рубежом. В 1919 году он переехал жить в США. Зворыкин пытался перевести и семью, но родные отказались. Здание стало собственностью нового государства, в 1919 году в нём открыли музей. Хозяйке дома оставили лишь одну. Часть помещений переоборудовали под коммунальные квартиры для работников музея. В том же году умерла мать Владимира Козьмича. Позже погибать стал и сам дом.

АННА ГОРСКАЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПО НАУЧНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Здесь находились и жилые комнаты членов семьи, и были гостиные. потом, когда открылся музей, с 1919 года здесь расположилась экспозиция, рассказывавшая об истории муромского края. А с 2011 года, из-за того, что дом сильно обветшал и не соответствует нормам приёма посетителей экспозиции были разобраны.

Альбина Анучкина в Муромском историко-художественном музее работает уже двадцать лет. Половину из них на посту директора. Всё это время ей приходится биться за судьбу дома-музея Зворыкиных. Не так давно здесь выставлялись крупнейшие экспозиции. Посетители окунались в ту атмосферу, которая царила в доме, когда здесь жил Владимир Зворыкин. Сейчас трёхэтажный особняк способен выполнять лишь роль хранилища, да и то с натяжкой. Сейчас здесь хранится около 60 тысяч уникальных экспонатов. Но в каких условиях.

 ДМИТРИЙ КИРИЧКОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ

После своего отъезда из страны Владимир Козьмич Зворыкин в родной дом вернулся лишь однажды, в конце шестидесятых годов. Как раз после последнего капитального ремонта здания. Тогда великий изобретатель остался доволен тем, как содержится помещение. К сожалению, спустя полвека, ему бы открылась совершенно другая картина.

1600 квадратных метров разрушаются с каждым годом всё сильнее и сильнее. Эпопея по реконструкции здания длится уже не один год. Несколько лет не могли найти здание, куда можно было бы перевести фонд музея. Город и область не могли поделить недвижимость. Только в этом году музею передали здание, которое подходило для временного хранилища музейных экспонатов. Правда предстоит ещё сделать проект для этого здания. Кстати, в слово «проект» в судьбе особняка упирается многое. Документы по реконструкции были сделаны ещё несколько лет назад, но экспертизу пройти не смогли. Дальше был долгий суд с подрядчиком. Только сейчас проект начали переделывать. А всё это время дом разрушался и разрушался.

АЛЬБИНА АНУЧКИНА, ДИРЕКТОР МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Мы вынуждены разбирать и снимать осветительные приборы, чтобы не вызвать возгорание. С крыши течёт туда, куда захочется воде. Поэтому каждый год мы говорим, что в Зворыкинском потекло ещё в одном зале.

В любой момент могут выпасть оконные рамы, находиться в здании просто небезопасно. Доверия не внушают ни гнилые доски, ни потолки. Опасно даже снаружи. Уже разрушался карниз. К счастью, доски падали только на землю, а не на головы сотрудников музея или прохожих. Теперь, когда первая, пока небольшая часть проекта прошла госэкспертизу, музейщики начинают снова верить в светлое будущее дома.

АЛЬБИНА АНУЧКИНА, ДИРЕКТОР МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Был бы проект, а там, я думаю, что будет легче, быстрее. Как-то получается, что много лет топтались на месте, потеряли массу времени, но в этом году есть действительно хорошие подвижки.

Но даже по самым оптимистичным прогнозам, реконструкции можно ждать не раньше 2019 года — к столетию Муромского историко-художественного музея. Ремонт стал бы, конечно, отличным подарком.

 ДМИТРИЙ КИРИЧКОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ

Памятник Владимиру Зворыкину в Муроме появился год назад. Его автор хотел изобразить великого изобретателя ещё совсем молодым. Но это ощущение ещё усиливается от того, что на фоне находится ветхий особняк. И сгладить контраст, конечно, может только реставрация дома-музея Зворыкиных. А на это необходимо более 100 миллионов рублей.

Дмитрий Киричков, Станислав Трегубов. Специально для проекта «Наследие».

 

Смотреть сюжет