Любимый художник Сталина рисовал цветы

GERASIMOVAM-12В отделе «Родная природа» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Ее величество Флора».

Осень. Сгибаются под тяжестью яблок деревья в осенних садах, благоухая, отцветают скромные флоксы, гладиолусы, астры и уже тронутые осенними заморозками георгины, а кажется, совсем недавно мы видели цветущие кусты сирени, броские пионы и изящные головки тюльпанов. Быстро минуло лето, и скоро грядет зима с метелями и морозами… Как же сохранить эту хрупкую и быстро уходящую красоту полей и лугов, клумб и цветников? И здесь на помощь приходят художники, работающие в жанре натюрморта, ведь цветы — основа многих эмоционально сильных художественных произведений.

Вниманию посетителей предлагаются полотна, время создания которых начинается в 20-х и заканчивается 90-ми годами XX века — это практически полный срез хранимых в фондах музея работ флористической тематики за минувшее столетие. Изящно-легкие, воздушные акварели Марии Владимировны Мыслиной, колористически сочные произведения Федора Александровича Модорова, картины Сергея Васильевича Герасимова с изображением скромных, но близких каждому русскому сердцу лугов, — все это бесконечно разные образы, составившие выставку.

Каждому художнику можно посвятить целое исследование. Например, одна работа художника Александра Михайловича Герасимова известна вам с детства: вспомните репродукцию его картины «После дождя (Мокрая терраса)», многие годы иллюстрировавшую советский учебник по русскому языку. На выставке вы сможете увидеть его натюрморт «Розы». Александр Михайлович Герасимов был любимым художником Сталина, писал его портреты, которые при жизни вождя считались каноническими.

А вот у талантливой московской художницы Марии Мыслиной с городом Владимиром связан грустный период ее творчества. После ссылки в Казахстан, в 1947 году, она получила небезызвестное ограничение в выборе места жительства — «101-й километр»: ей разрешили поселиться только здесь и нигде больше…
Разные люди и разные судьбы, но всех их объединяет искусство, а цветущие растения занимали в их творчестве пусть и не главное, но, как и положено цветам, — весьма заметное место.

Денис ДУДЕНКОВ, ст. научный сотрудник отдела «Родная природа» ГВСМЗ

На фото: Натюрморт «Розы» работы Александра Герасимова