А это кто в пролетке — Пушкин?

DSC_7987Цокот копыт, звон колокольчиков и посвист кучеров вновь зазвучали на владимирских дорогах. В деревне Крутово Петушинского района в третий раз прошел открытый турнир по экипажной езде «Владимирский тракт».

Поэт в дороге

Все то, что мы знаем о путешествиях в те времена, когда не был изобретен автомобиль, -это и есть экипажная езда, или драйвинг. Для нее годится любой транспорт: от королевской кареты до крестьянской телеги и от тачанки с пулеметом до омнибуса с пассажирами -главное, чтобы передвигался он исключительно с помощью лошадиной силы. После того как «лошадей» повсеместно начали загонять под капот, экипажная езда осталась как спорт и развлечение. Впрочем, в нашей стране профессиональные драйверы и любители вроде тех, кто катает на повозке детишек в парке, обычно держатся по отделенности. Идея собрать их на одном поле принадлежит английскому фермеру Джону Кописки, построившему под Петушками агротуристический комплекс с конюшнями и ипподромом. «Люди, занимающиеся лошадьми, — нас так мало, мы должны держаться вместе, разве нет?» — улыбается он. Если летом на соревнования было заявлено 8 экипажей, то на этот раз было уже 17 — из Владимирской, Московской и Ярославской областей. Причем приехали как известные спортсмены и тренеры, так и неофиты.

Анжела Богданова — из Ярославской области. «Лошадь я выкупила у цыган 1,5 года назад, — говорит она. — Экипаж был куплен в Москве. С упряжью отдельная история. Я нашла ее на чердаке. Мои
предки, видимо, занимались лошадьми. Так что получилось почти наследство».

Первый день соревнований — пробег с презентацией экипажей. В прогулочном драйвинге внешность имеет значение. Лошади, упряжь, наездник и его спутники должны быть в гармонии друг с другом. Чтобы усложнить задачу и сделать пробег интереснее, участникам дали тему — «Пушкин в дороге». Поэтому когда колонна из пролеток, ландонетов, фаэтонов и шарабанов выдвинулась по дороге в Болдино (не то, где проводил осенв поэт, но деревня с таким же названием), изумленные прохожие могли лицезреть и Онегина с Татяяной, и многочисленные вариации на тему «ямщик лихой, седое время», и самого Александра Сергеевича.

Вожжи для Наполеона

Самой красивой упряжкой, бесспорно, была вороная двойка, запряженная жеребцами породв1 араб-фриз. Она выведена в Голландии из горячих арабских скакунов и спокойных, мощных фризских лошадей, сохранив достоинства обеих пород. Драйвер-любитель Татьяна Подгорная из московского НКП «Русь» нарядилась Татьяной Лариной. «Упряжь у нас европейская, надо было придумать подходящую легенду, — рассказывает она. — Поэтому я — Ларина 200 лет спустя, у меня много денег, я много путешествую, в Голландии купила экипаж с упряжкой, наняла кучера Михаэля, да так и поехала в Россию по пушкинским местам. На самом деле эта упряжка — очень серьезные турнирные лошади, неоднократно участвовали в чемпионатах России. На первый взгляд, они похожи, как близнецы, а на самом деле — очень разные. Дарк Дик — капризный и позер, Бурбанк — послушный и флегматичный».

Тренер и напарник Татьяны Михаил Попов недавно стал чемпионом России по драйвингу. В первый день был голландским кучером, на второй —  когда начались соревнования по паркуру — Наполеоном. «Наша организация специально купила такие наряды для подобных соревнований, — объясняет он. — В Европе костюмированные турниры по экипажной езде проводятся часто, для нашей страны это пока в новинку. Но мне нравится, что процесс запущен. Это красиво, зрелищно, привлекает зрителей — а значит, у спорта появляются новые поклонники и новые перспективы».

Соревнования по паркуру —  это езда в манеже, где установлены препятствия. Упряжка должна пройти «ворота», не задев их. Специально на пушкинскую тему добавили задание с доставкой букета из одного пункта в другой. Самой зрелищной частью оказались соревнования троек — кстати, если в прошлый раз на «Владимирском тракте» была только одна такая упряжка, то на этот раз — целых три. Причем состязались тройки одновременно и на точность прохождения дистанции, и на резвость: обычно это отдельные соревнования.

Символ России

Экипаж Михаила Казенкина из Подмосковья можно узнать за несколько километров, причем с закрытыми глазами. Кроме традиционного колокольчика под дугой на лошадях — хомуты с бубенцами и особенный седельный звон (приспособление, которое крепится на спине пристяжных). «На такой тройке ездили государевы люди, — рассказывает Казенкин. — Нужно было, чтобы их слышали издалека, чтобы на почтовой станции заранее готовили сменных лошадей. В наше время внимание тоже лишним не бывает. Эту тройку орловских рысаков мы подготовили сами, что, кстати, не так просто. Лошади должны подходить друг другу по характеру и по темпу. Затем нужно их «съездить», то еств научить ходить в одной упряжке. В этом нам помогал советами ваш земляк Андрей Корчагин, ученик «короля русской тройки» Владимира Фомина».

Кстати, русская тройка, благодаря Гоголю ставшая символом России, — упряжка, подобной которой нет нигде в мире. Однако в 90-х она оказалась под угрозой уничтожения. Только в последние годы тройка начала возрождаться. В хозяйстве Кописки, например, две такие упряжки. Причем одна — со знаменитыми владимирскими тяжеловозами, а вторая — с вятскими лошадьми, которых чаще всего использовали для троек в царской России.

Дочь Владимира Фомина Ольга, советник губернатора Владимирской области по коневодству, стала одной из судей на соревнованиях, и тройки, по понятным причинам, привлекли ее особое внимание. Посмотрев выступления, она вынесла вердикт — хорошие. Впрочем, куда больше отдельных участников Фомину интересуют соревнования в целом — как один из способов развития коневодства в области. «Люди вовлекаются в процесс, —  убеждена она. — Очень важно, что к участию допускают и любителей, и беспородных лошадей. Это стимул для всех увлеченных людей — занимайтесь, работайте, вас ценят, вам рады. Профессионалы тоже подтянутся, потому что им сегодня важно показывать себя и передавать опыт. Что касается областной поддержки, то она тоже будет: в феврале следующего года здесь, в Крутово, пройдут соревнования на Кубок губернатора, и Светлана Орлова пообещала выделить на призы для победителей 7 млн рублей».