То лепится, а то нелепица

DSC_2440Огонь, вода, земля и воздух: когда четыре материи, из которых состоит вселенная, объединяются, появляется пятый элемент. Горшок. Или кувшин. На крайний случай — тарелка. Впервые в Суздале прошел фестиваль «Гончары мира», собравший мастеров-керамистов из России, Молдовы и Узбекистана.

В честь 990-летия Суздаля мастеров попросили создать глиняные фигуры, символизирующие древнюю историю города, его красоту и традиции, и еще всяко-разно, что разглядит художник. «Мы приехали еще 31 июля, —  рассказала Галина Сметанина, художник-керамист из Рязани. — И начали делать скульптуру. Работать пришлось в достаточно экстремальных условиях. Глина —  очень нежный материал, а погода в последнюю неделю была сложная, поэтому все время приходилось прятаться
—  то от дождя, то от солнца, то от ветра. Но, в принципе, я была к этому готова. Я не в первый раз в Суздале, уже участвовала здесь в нескольких проектах, поэтому с удовольствием приняла предложение поработать. Так как Суздаль — очень поэтичный и эмоциональный город, и из-за того, что тут проходит одновременно еще и фестиваль гусляров, я решила сделать фигуру гусляра, а орнаменты на его одежде взяты с резных украшений Дмитриевского собора. Мне вообще нравится, когда удается объединить несколько тем — музыку, керамику, зодчество».

Начало собственно фестиваля было назначено на… пять часов утра: в это время на Торговой площади гончары обжигали свои изделия — семь больших керамических фигур, которые должны стать украшением города. Это было удивительное и незабываемое зрелище, которое мало кто видел: прямо на земле сложили из кирпича печи для обжига, и когда развели огонь, пламя вырывалось из всех отверстий скульптуры.

Из-за этого перформанса мастера толком не успели выспаться, но днем все равно вышли на площадь, чтобы показать людям свои изделия и рассказать о своем промысле. Так, из Гжели приехали тарелки, чашки и даже вручную расписанные фарфоровые магниты, причем не только привычных бело-голубых тонов, но и разноцветные. Как оказалось, именно такой гжельская керамика была изначально, а расписывать изделия в два цвета начали всего-то в 40-х годах прошлого века. Сейчас гжельские мастера снова начинают использовать традиционные цвета. Посетители охотно приценялись, но сувенир оказался недешев: гжельский магнит стоил 350 рублей, а настенная тарелка — 4 тысячи.
Куда доступнее оказалась керамическая посуда из Узбекистана — за 400-600 рублей можно было купить глубокую миску ручной работы, которая дома отлично заменяет стандартную суповую тарелку.

Алишер Назиров, мастер традиционной керамики из г.Риштан ( Узбекистан), рассказывает: чтобы расписать такую посуду, в горах до сих собирают особые травы, пепел которых входит в состав глазури. «Наша керамика отличается очень тонкой росписью, — объясняет мастер. — Как правило, изображается растительный мир, и каждый элемент имеет свое значение. Бирюзовый цвет, основной в росписи, приносит здоровье. Гранат — это пожелание плодородия и изобилия, жгучий перец оберегает. Птица — это пожелание счастья, поэтому в качестве большой скульптуры для города мы сделали именно ее».

Нумон Аблакулов из Самарканда учился гончарному ремеслу у своего отца, а тот у своего и так далее: уже восьмое поколение этой семьи работает с глиной. Он сам, его брат, а также папа и мама — члены Союза художников. «Я с самого детства занимаюсь керамикой, — говорит он. — Сначала помогал взрослым, потом начал что-то делать сам. Тут хочешь не хочешь, а погружаешься в эту среду. Три моих брата тоже стали гончарами, и наши дети тоже пошли по этой дороге: некоторые из их работ я сегодня привез показать. Честно говоря, я уже и не помню, хотелось ли мне когда-либо заниматься чем-то еще. Больше всего мне нравится именно лепить. Тем более, в Узбек истане керами ческая посуда до сих пор используется в каждом доме, и не просто как красивый предмет интерьера. В больших блюдах подают плов, в кувшины наливают воду. Мне кажется, это очень хорошо, когда ты знаешь, что сделанное твоими руками служит людям».

DSC_2412Для всех желающих на площади проводились мастер-классы: любой мог попробовать покрутить гончарный круг или расписать глиняную фигурку. С первого раза получалось далеко не у всех. «Сейчас такие люди, которые хотят все делать побыстрее, — смеется мастер Александр Новихин. — А глина торопливости не любит. И плохого настроения тоже. Если садиться за круг с плохими мыслями, то ничего хорошего получаться не будет. Поэтому керамика — это такая разновидность психотерапии, а все гончары — такие добрые и душевные люди».

Несмотря на тридцатиградусную жару, у каждого гончарного круга стояла небольшая толпа желающих поработать самим или посмотреть на чужой труд, а керамические свистульки — самый популярный из праздничных сувениров: к обеду дудели уже практически из каждого закоулка, в умелых взрослых руках обретая гармонию, а в восторженных детских — высоту. Сами мастера довольны результатом и в восторге от Суздаля. А значит, у фестиваля есть все шансы стать ежегодным.