Реставрация фресок Гурия Никитина завершена

Впервые за сто лет в Спасо-Преображенском соборе суздальцы увидели все фрески 17 века. Стены собора были расписаны великим костромским мастером Гурием Никитиным несколько веков назад. За последние два года реставраторы проделали огромную работу и восстановили живопись художника. К слову, на реставрацию только за этот период было потрачено 16 миллионов рублей. В обновленном соборе побывала Валентина Бекшаева.

Этот маленький синий квадрат реставраторы оставили намеренно. Ведь это — отголосок 19 века, сделанный синькой или клеевой росписью. С 1968 года фрески в Спасо — Преображенском соборе начали возрождать. Здесь, как в медицине — главное не навредить, говорят реставраторы. Ведь в начале работ были и ошибки…

ЛЮДМИЛА БАЛЫГИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР 1 КАТЕГОРИИ
И что получилось: мы укрепление сделали желтковой эмульсией, у нас буквально на следующий же сезон все начало разрушаться, то есть памятник в то время был неотапливаемый, пропитан влагой, плесенью, там что только не было.

Поэтому теперь — технологии только проверенные и надежные. Сделаны тонировки и пройден сложный процесс закрепления. И, конечно, особая температура в соборе, при которой фрески сохранятся дольше. Хотя, по словам мастеров, реставрация не заканчивается никогда. Всё время нужно следить за состоянием фресок. Сегодня же то, что было в 17 веке, восстановлено практически один в один, убеждают мастера. Для этого изучили весь научный материал. Как вспоминает, художник-реставратор, когда начали работы — заметили и несколько ошибок предыдущих мастеров.

ЛЮДМИЛА БАЛЫГИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР 1 КАТЕГОРИИ
Ну вот они если перепутали.. сначала написали — сначала Михаила, потом Алексея, оказалось сначала Алексей, потом Михаил.. ну записывали художники, но знали, что тут Михаил здесь Алексей.. особой разницы нет.

И вот впервые вся фресковая живопись восстановлена. Библейские сюжеты — нагорная проповедь, тайная вечеря, моление о чаше — все детально прописано. Это еще одна особенность фресок Гурия Никитина, они — иконописные. Самым сложным был южный свод, признаются реставраторы. Он был аварийным и требовал особых усилий.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
Самое главное, что 610 квадратных метров живописи Гурия Никитина предстанут перед глазами наших гостей. И сюжеты, которые были открыты, ну даже невоцерковленный человек, их невозможно не знать.

Всего за два последних года реставрации было потрачено 16 миллионов рублей. Теперь остается только следить за тем, чтобы сохранить живопись еще на несколько веков.

Валентина Бекшаева, Станислав Трегубов