Занкову перекрыли кислород

DSCF8512Из Федерального перечня школьных учебников на 2014-2015 учебный год исключили учебники по системе развивающего обучения Занкова и других популярных авторов.

Во многих российских школах этому факту не обрадовались. Более 20 тысяч обращений с просьбой пересмотреть список учебников были опубликованы на сайте Минобрнауки РФ в период обсуждения проекта. Общественная палата обратилась в министерство с той же просьбой. Родители и учителя написали открытые письма с требованиями оставить в школах хотя бы учебники системы Занкова. Среди них — педагогический коллектив владимирской гимназии №35.

— Когда в марте появился предварительный перечень учебников, надежда увидеть в его окончательном варианте необходимые книги у нас еще была — говорит заместитель директора гимназии №35 г. Владимира Елена Хватова. -Да и министерство сначала пообещало, что все недочеты экспертизы (сжатые сроки представления документов, нечеткие требования к ним, отсутствие обратной связи с издательствами и авторами) будут учтены. Но в итоге проект перечня, появившийся перед майскими праздниками, практически не изменился.

В этом году школьным учебникам не повезло: их экспертиза шла по новым правилам, а итог получился плачевным для сотен тысяч учеников и их родителей. В перечне не оказалось учебников для развивающих систем обучения Людмилы Петерсон, Занкова, Эльконина-Давыдова и некоторых других. В нашем регионе по системе Занкова обучается 9,5% учащихся начальной школы в 15 муниципальных районах и округах. Система Эльконина-Давыдова менее популярна: по ней обучаются лишь 0,4% ребятишек в школах Владимира, Радужного, а также Вязниковского и Собинского районов. Однако эти системы успешно работают и дают хорошие результаты.

В гимназии №35 г. Владимира система Занкова действует более 20 лет, по ней работает вся начальная школа. Гимназисты показывают высокие результаты обучения, побеждают в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня, а выпускники становятся студентами ведущих вузов страны. Педагоги считают, что эти результаты стали возможны именно благодаря опыту работы в системе развивающего обучения Занкова, всесторонней поддержке родителей учащихся, а главное, высокой мотивации обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

— Занков более 50 лет назад выстроил систему развивающего обучения, цель которой — оптимальное общее развитие личности каждого ребенка, и это полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками концепции нового федерального государственного образовательного стандарта, — объясняет Елена Хватова.

В гимназии учителя используют в практике уже новое поколение учебников и учебных пособий, в том числе и электронных, созданных учениками, единомышленниками, последователями академика Занкова. Этот учебно-методический комплекс, по мнению педагогов, позволяет представить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания.
— Несмотря на множество обращений, нам так и не пояснили, почему Занкова нет в перечне, — удивляется Елена Николаевна. — Может быть, существуют какие-то экономические причины, может, виной тому война издательств — мы можем лишь предполагать. Однако факт налицо — системе Занкова искусственно перекрывают кислород. Мы уже сейчас сталкиваемся с тем, что магазины учебной книги не собираются покупать дополнительные тетради в поддержку к учебникам, хотя учебники у нас закуплены.
Как же теперь быть школам, которые пользовались книгами, не вошедшими в перечень? В приказе Минобр-науки есть уточнение: по учебникам можно заниматься в течение пяти лет. То есть те школы, что начнут в сентябре учить первоклашек по системе Занкова, все же смогут их доучить. Что дальше — неизвестно. Однако, как сообщили в областном департаменте образования, ведомство подготовило поручение Владимирскому институту повышения квалификации работников образования с тем, чтобы его специалисты подобрали для владимирских педагогов, работающих по системе Занкова, новый комплекс учебников, также строящийся на принципах развивающего обучения личности.