Культуртрегер по имени Полина

ПОЛИНА ВАХОТИНА 1Полину Вахотину знает в лицо почти вся интеллигенция города Владимира. По организованным ею книжным фестивалям, концертам, другим «культуртрегерским» свершениям… Представляем вам интервью с этим неординарным человеком.

— Легко ли быть во Владимире «рупором» творческой прослойки?
—  Я не считаю себя никаким рупором, совсем. Поэтому не знаю, легко быть рупором или не легко… Если же отвечать на вопрос, легко ли мне жить, занимаясь тем, чем я занимаюсь, то — да, легко. Когда делаешь то, что нравится, то не тратишь энергию на примирение с жизнью, а это уже много.

— Есть мнения многих приезжих, что Владимир достаточно косный, неприветливый город для многих культурных инициатив…
—  Здесь действительно несколько вязкая культурная среда, склонная к традиционализму. Слишком близко Москва, и всяким авангардистам проще уехать туда, где есть близкий им народ и движуха, чем преодолевать сопротивление тут. А тут остаются те, кто не хочет покорять столицы, кому милее неторопливый ритм. Они и формируют культурный ландшафт. Понятно, что если ворваться сюда эдаким экстремальным ураганом, могут не понять. Но, с другой стороны, та же близость к Москве воспитывает и расширяет кругозор, так что нельзя сказать, что Владимир -медвежий угол.

— А есть ли у вас особые рецепты для тех молодых энтузиастов, кто хочет сделать культурную жизнь нашего города еще более интересной, разнообразной, массовой?
—  Какие могут быть рецепты? По-моему, самое главное — понять, чего ты хочешь. Мне кажется, делать разнообразной культурную жизнь города — задача чиновников. А молодым энтузиастам надо сделать интересной свою собственную жизнь. Если все время пытаться, то к чему-то приходишь обязательно. И когда в результате вырисовывается какой-нибудь конкретный проект — искать поддержку, в том числе, возможно, у чиновников. При этом надо понимать, что денег дадут мало или вообще не дадут, но можно просить ресурсы. Аренда, транспорт, организационная помощь и статус городского проекта — это уже реальная помощь. А с этим статусом уже можно искать спонсоров… Как-то вот так. И чем больше будет таких желающих свершить что-то для себя и своего круга — тем интереснее будет в городе в целом. А чиновники у нас сейчас нестрашные и готовые к диалогу, по моим наблюдениям.

— Вы жили в Москве, в Ростове, теперь каждое лето — в Крыму, но все равно возвращаетесь во Владимир. Не возникало желания уехать отсюда навсегда?
— В юности — да. В юности вообще часто кажется, что живешь в месте, где ничего не происходит. Причем где бы ты ни жил… И это нормально — покидать дом и путешествовать, или совсем уехать, пробовать разное. А потом можно вернуться или не вернуться, но в каком-то возрасте, мне кажется, уже не так важно, где ты живешь. Живешь — и хорошо, делаешь, что умеешь и как умеешь, есть друзья, дети, внуки — чего еще куда-то бегать… К тому же есть занятия, «легкие на подъем» — журналистика, фотография, всякое рисование, информационные технологии. А мои занятия — все «на земле», так уж сложилось. Букинистика, культурные проекты, концерты — нужно хорошо ощущать атмосферу, чего люди хотят, чем живут. И мне это нравится.

—  Последнее время актуальна тема пешеходной зоны во Владимире. По-вашему — нужна она или нет?
—  Нам — горожанам и гостям —  нужен удобный, красивый и чистый город. В котором городские службы работали бы без суеты и точно, в котором хотелось бы гордиться не только соборами, но и тем, какой город сейчас. И кое-что, конечно, нужно менять, улучшать, придумывать. Пешеходные улицы —  хороший тренд, они возвращают историческое пространство в медленный темп пеших прогулок, вытесняя машины из узких улочек старых городов. Но это же не фетиш! То, что хорошо работает в одних местах с одними условиями, может просто покорежить городской ландшафт в других.

— Хотя везде в старинных городах стремятся убирать транспорт из центра…
—   И правильно, надо его убирать. Исторический центр — плохое место для транзитного транспорта, даже не грузового, а личного. Надо построить нормальные объездные дороги — и пусть ездят там. И возможность приехать в центр на личном транспорте тоже надо регулировать. А общественный транспорт — обязательно оставить! И тротуары расширить, и поставить на них вожделенные лавочки -будет лепо. Такие варианты тоже в городах есть — где-то трамвайно-пешеходные, а где и троллейбусно-пешеходные, как в Будапеште. Таким образом, сохранится сама идея Владимирского тракта как дороги и ослабнет давление транспорта на центр. Вообще забавно да же, что все кому не лень сейчас рассуждают о транспортных потоках, но в результате этих пулеметных инициатив с пешеходным центром я за последнее время столько прочитала по транспорту, логике развития городов, что впору спасибо говорить за мотивацию к самообразованию!

— И в чем же здесь «логика развития»?
—  В старых городах пешеходные зоны появлялись, можно сказать, естественным путем: в какой-то момент становилось понятно, что вот тут людей много, и машины мешают уже, создают дискомфорт. Обычно это — красивые неширокие улочки старого исторического центра, во многом утратившие свое транспортное значение, на них пихались боками, мешали проходу и парковались как попало личные машины, и мешали созерцанию архитектурных изысков, приятному шопингу и прогулкам. Исчезновение транспорта с таких улиц не ломает структуру города, а перенаправляет, оптимизирует потоки. Основные транспортные потоки на них давно уже не шли. И все равно — принятие решения о «пешеходизации» такой улицы — нетривиальная и дорогостоящая задача. Как делается по уму? Люди будут ходить пешком и сидеть на лавочках — значит, все недостатки будут видны куда сильнее, чем из машины. Значит, надо все реставрировать, приводить в порядок, вылизывать. Так как все равно перекладывать дорогу — переложить под ней и все коммуникации. Так как бизнесу нужна логистика -предусмотреть ее, и там, где нельзя подвезти и подъехать с соседних улочек — прорыть подземные проезды. А еще — в идеале построить подземные парковки. И подумать, как эта улица будет выглядеть зимой, когда уберутся столики кафе и всякая растительность в кадках.

— То есть, по-вашему, надо подождать, когда у нас построят объездные пути и отреставрируют Б. Московскую, и тогда уж ее и делать пешеходной?
—  Я уже, как говорила, оставила бы ее троллейбусно-пешеходной. Если убрать оттуда общественный транспорт — у меня есть сомнения, что по ней вообще будет ходить так много людей, как сейчас. А ведь, чтоб улица выглядела оживленной и не унылой, людей должно быть больше! Ну, летом еще можно наставить там разных аниматоров-развлекателей-музыкантов, чтобы жители приходили специально. А зимой? Туристический поток от соборов к Золотым воротам там же и кончается, дальше идти некуда. Можно, конечно, заставить их проходить этот путь пешком — будет такой большой «исторический тупик». Но это какой-то странный проект.

Зато у нас в центре уже есть пешеходные улочки и целые зоны — улица Козлов Вал, например, пространство у Спасского холма, прогулочная дорожка за «Старым Владимиром», кусочек Георгиевской улицы. Можно все это связать, продумать и создать новый привлекательный прогулочный уголок, холить его и лелеять, и художников туда заманить, и музыкантов, и фонари с лавочками поставить… И город не поменяет одну функцию улицы на другую, а прирастет, его станет чуть больше, и всем это понравится. Желание же «повышивать» непременно на главной улице — это просто амбиции, и впрок они не пойдут…

— Ну и последний вопрос: что бы вы поменяли во Владимире раз и навсегда, будь на то ваши воля и полномочия?
—  Если говорить в русле «пешеходности» и инфраструктуры, я бы запретила парковки в центре на улицах, они очень портят вид и создают не то настроение. Я бы обновила троллейбусный парк и столбы на Большой Московской. Я бы велела дворникам убирать не только мусор, но и пыль, а дорожникам — починить все тротуары и съезды с них, чтобы удобно было ходить с коляской. Но больше надо не менять, а просто делать! Например, нормальный городской сайт и собирать на нем предложения, и там же формировать группы по интересам и городские общественные проекты — сразу с обратной связью от чиновников и от возможных спонсоров. И народ бы попридумывал себе самого разного. Я бы, например, предложила сделать «взрослый уголок» в каждом парке — с большими качелями, гигантскими шагами и прочими приятными штуками. Это же так просто! И, конечно, сделала бы нормальный музыкальный фолк-фестиваль-праздник, большой, со всякими затеями.

СПРАВКА:

Полина Вахотина. Родилась в Мариуполе, выросла и училась во Владимире. Создала книжный магазин-клуб «Эйдос», с группой товарищей -творческую мастерскую «Ёшкин кот». Была организатором фолк-фестиваля «Большое Гнездо», директором клуба «Ё», инициировала проведение нескольких сотен концертов музыкантов разных направлений. В 2012 и 2013 годах -организатор книжного фестиваля «Бу!фест-Владимир».