Время вспоминать усопших

f860В православной традиции через неделю после Пасхи начинается Радуницкая неделя. В это время принято посещать кладбища и поминать усопших.

«На этой неделе люд крещеный с покойничками христосуется», — говорили в народе. «Родители из могил теплом дыхнули», — объясняли, если в эти дни была хорошая погода. Многие люди отправляются навестить могилы близких непосредственно в пасхальное воскресенье, однако священники утверждают, что это не совсем верно. На кладбище трудно удержаться от печальных мыслей о смерти, а Пасха призывает людей радоваться вечной жизни. Кстати, в этимологии слова «Радуница» тоже заложена «радость» — впрочем, по другой версии название этого дня происходит от балтского «рауда» — «молитва за умерших с плачем и причитанием».

Изначально Радуница — языческая традиция, впоследствии вполне органично интегрированная в православие. До революции в это время было принято трапезничать на кладбище, катать по могиле крашеные на Пасху яйца со словами «Христос воскрес», а потом закапывать их в землю. На северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радуницу готовили баню для мертвых, оставляя для них воду с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. На Черниговщине вторник Фоминой недели назывался «Радульные деды»; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки.
Жизнь и смерть идут рука об руку: пользуясь тем, что на Радуницкой неделе семьи обычно собирались вместе, в это время принято было устраивать смотрины невест. Кое-где (например, в Костромской губернии) был обычай, позволяющий парням обливать водой приглянувшихся им девушек. Облил — женись, гласило негласное правило. Кто этого не сделал, тот считается лихим обидчиком и похитителем девичьей чести.

После революции религию объявили «опиумом для народа», но старые обычаи изживались с трудом. В газетах того времени писали: «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом». Впрочем, людям могли запретить ходить в церковь, но не на кладбище, поэтому многие отмечали Пасху именно там.

Сейчас времена такие, что ходи, куда хочешь. Впрочем, церковь настаивает, что кладбище требует к себе почтительного отношения. Тут не должно быть мирского шума и суеты, а должна быть молитва. В дни Радуницы нужно посетить церковь, подать заупокойную записку и поставить свечу. Так же следует посетить кладбище, помянуть близких и прибраться на их могилах. А вот обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» священники называют пережитком язычества. Они советуют вместо этого отдать еду нищим или голодным.