«Свадьба с приданым» в Палатах

Увидеть подвенечные платья конца 19 — начала 20-го столетия, а также разглядеть семейные фотографии и редкие документы, принадлежавшие сразу нескольким поколениям итальянской семьи из провинции Пьемонт. Во владимирских Палатах презентовали выставку с приставкой «ретро». На ней представлено более 300 экспонатов, которые рассказывают о свадебных традициях двух стран: России и Италии. Наталья Зобнина увидела экспонаты.

«Свадьба с приданым» в Палатах_4 «Свадьба с приданым» в Палатах «Свадьба с приданым» в Палатах_2 «Свадьба с приданым» в Палатах_3

Недобрый знак для итальянской невесты — накануне свадьбы красоваться перед зеркалом в подвенечном наряде. Еще век назад итальянки-модницы, были сторонницами классического стиля: предпочитали строгие белые платья. Всё не случайно: белый цвет — символ чистоты отношений, — говорит Елена Соснина. Она жена итальянца — уже много лет живет в зарубежом. Автор итальянской части экспозиции, семья ее мужа старинные вещицы хранит — трепетно, бережно.

 ЕЛЕНА СОСНИНА, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РФ

Девушки дарили юношам рукоделия свои, рубашки, вышитые полотенца. А юноши дарили то, что и у нас – платки, украшения, бусы может быть.. Наборы для рукоделия.

Предметы женского рукоделия принадлежат трем поколениям семьи Пьемонт. Джованна — свекровь Елены Сосниной — была в свое время профессиональной портнихой-модисткой и сберегла всю эту красоту. Тут и ее личные вещи: фотографии, документы. А также рукоделия ее матери, тетки по линии отца и бабушек. Музейщики рассказывают: к незамужним девушкам итальянское общество относилось очень критично. О незамужних девицах пословица гласит очень категорично: «Женщина без мужа — муха без головы».

А это — уже русская свадебная история начала 20-го века. Большинство экспонатов — вещи потомков зажиточных суздальских мещан и купцов. Тут и образцы тонкого женского белья, ювелирка, изящное кружево. По количеству суеверий русские ничуть не уступают итальянцам: молодожены старались не сочетаться узами брака в мае и августе, и, разумеется, им категорически запрещалось жениться во время Великого Поста. Самым благоприятным днем для свадьбы считалось — воскресенье: как и итальянцы — наши предки верили, что в этот день все святые благословляют молодых на долгий и счастливый брак.

 СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Чем больше мы смотрим на эти вещи, тем больше нас потрясает мысль, как все похоже! Вот все эти маркизетовые сорочки, все эти льняные вышитые салфеточки, скатерти – все так понятно, так просто. Тем более, эти вещи провинциальные и родилась такая выставка – «Свадьба с приданым», где мы показываем традиции итальянской провинции и русской традиции.

Размах ретро-вернисажа удивляет, в том числе, и уникальными экспонатами. Тут впервые представлено оригинальное платье матери владимирского историка Николая Воронина, 1901 года пошива. Всего в музейной коллекции пока — семь платьев конца 19-начала 20 веков. Если же информационных табло гостям вернисажа покажется мало — есть в выставочных залах и электронный стенд. Узнать, например, старинную технику плетения кружев теперь возможно одним только нажатием сенсерного экрана.

Наталья Зобнина, Сергей Гусаров.