Миллиарды в песок не ушли

OLYMPUS DIGITAL CAMERAТрехлетняя программа модернизации здравоохранения Владимирской области завершилась в прошлом году. Пациенты могут оценить ее итоги. Мы попытались обобщить и их мнение, и мнение специалистов от медицины.

Изначально программа модернизации здравоохранения была рассчитана на два года — 2011-2012, но потом ее продлили еще на год. За это время из федерального и областного бюджетов выделялись очень внушительные средства на капитальный ремонт больниц, покупку самого современного оборудования, повышение зарплат медперсонала.

Мы привыкли ругать медицину в целом и больницы в частности. Существует устойчивое мнение, что в стационарах постоянно нет мест, за все приходится платить, а врачи равнодушны к судьбе пациента. Но кое-какие из этих стереотипов сегодня можно опровергнуть.

Снаружи и внутри

Даже внешний взгляд позволяет убедиться, что модернизация прошла не зря. Фасады большинства районных и областных больниц приведены в порядок, обновлены крылечки, ступеньки, асфальтовое покрытие дорог и тротуаров. Взять, к примеру, региональный сосудистый центр. Современное здание с уютным двориком, лавочками и пандусами — созданы все условия для прогулок пациентов.

А что внутри? Внутри также чисто, опрятно и современно. В палатах просторно, есть раковина, стол, стулья, новые кровати, над каждой -локальное освещение и розетки, на пластиковых окнах — жалюзи. Чаще всего ругают санузлы -но здесь, как и в областной детской больнице, с этим все в порядке, и для пациентов работают душевые.

Скажете, что это областные медучреждения, а в районах — все по-другому? Отчасти это так. Но, по словам многих пациентов из территорий, и там состояние стационаров улучшилось. Где-то сделали капремонты коридоров, палат, операционных, лабораторных, медкабинетов, а где-то пищеблоков, лифтов, цокольных этажей, прачечных…

Только в 2011 году капитальный ремонт провели в 46 учреждениях здравоохранения области на сумму 410 млн рублей. В 2012 году капремонт выполнен еще в 24 учреждениях, в 2013-м — в 17 учреждениях.

От УЗИ до Интернета

Существенный момент программы модернизации — покупка современного оборудования для диагностики заболеваний и их лечения — того, что местные больницы давно хотели заполучить, но не могли позволить из-за скудного финансирования. В целом за три года в программу модернизации вложили 5,4 млрд рублей. За это время было приобретено 10 мобильных комплексов для диспансеризации населения, 15 автомобилей скорой медицинской помощи и 88 санитарных автомобилей. Проводилось оснащение сосудистых центров области дорогостоящим диагностическим и реабилитационным оборудованием. В медучреждения области поставлено и введено в эксплуатацию 6 696 единиц оборудования.

IMG_20140404_125733Пример с сосудистым региональным центром в ОКБ. Вот впечатления пациента: «Со «скорой помощи» приняли быстро, в приемном отделении сразу сделали обследование на томографе, взяли все необходимые анализы, перевели в реанимацию. На следующий день — в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Каждый день — очередное обследование на самой разной аппаратуре, физио, массаж, ЛФК, капельницы, уколы. Никто ни разу не требовал денег. Консультации не только у лечащего доктора, невролога, но и у окулиста, лора. Тем, у кого еще был диабет, постоянно делали анализы крови, отслеживали сахар, у кого еще и инфаркт, делали УЗИ сердца, консультировал кардиолог. Все лекарства тоже бесплатные».

Во многих районных больницах не так все гладко. Пациенты рассказывают и случаи, когда требовали деньги на обследования, лекарства… Что тут скажешь. Обязательный минимум по профилю заболевания — всегда бесплатный. Если это не так, надо жаловаться. Желательно сразу в департамент здравоохранения. Можно и через Интернет.

Кстати, о виртуальном мире. Сегодня все медучреждения области обеспечены сетью Интернет. У районных и областных больниц есть собственные сайты. Правда, не все они заполнены полезной информацией для пациентов, но рубрики «контакты» и «обратная связь» имеются. А это значит, можно сообщить о своей проблеме, пожаловаться на врачей и обслуживание в стационаре. Кроме того, по Сети можно записаться на прием к врачам. Большинство медучреждений уже встали на интернет-рельсы и электронное общение.

Проблема с койками
камешк-црбПоказатель успешной модернизации здравоохранения — сохранение коечного фонда. Часто мы слышим, что пациентов выписывают раньше времени. Одно время больных после инсультов-инфарктов держали на больничной койке по 21 дню, сейчас — не более 14 суток. По данным областного медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ), пациент пребывает в больнице в среднем 11,7 дня. Тех, у кого явные улучшения самочувствия, выписывают уже на 10-й день, других — на 12-14-й. Это статистика. А в живом общении пациентам зачастую прямо говорят: больных с тяжелыми заболеваниями много, надо размещать, поэтому вас и вас выписываем. Долечивайтесь дома! В этом есть рациональное зерно, но пожилым пациентам это трудно объяснить, особенно если ухаживать за ними некому.

Тем не менее, чиновники уверяют, что Владимирская область выдерживает нормативы коечного фонда, определенные в правительственной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи. На сегодняшний день в медицинских учреждениях области 10 тыс. 680 койко-мест. Стоимость содержания одного койко-места, по данным департамента здравоохранения, составляет в среднем 470 тысяч рублей в год. На областном уровне жителей уверяют, что начавшаяся с месяц назад реорганизация нескольких лечебных учреждений не приведет к уменьшению коечного фонда. Присоединение небольших учреждений к крупным даст оптимизацию управленческого звена, не затронув врачей и медсестер. Хочется верить, что подобная реорганизация не приведет к закрытию мелких учреждений и снижению уровня доступности медпомощи.

Кстати, за последние годы число госпитализаций растет. В прошлом году, по данным МИАЦ, 21 человек из 100 попал в больницу.

«Скорая» молодеет
Кадры «скорой помощи» молодеют. Об этом говорят пациенты, это подтверждают в департаменте здравоохранения. Приток свежих сил — это хорошо. Но нареканий на службу «03» стало больше. Директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин отметил, что одна из проблем «скорой помощи» — недостаточная квалификация ее сотрудников, которые подчас не могут оказать помощь при инфаркте.

— Сильная рвота, слабость, давление скачет, а «скорая» не хотела забирать меня в больницу,
—  вспоминает свои мытарства пациент сосудистого центра Людмила Ивановна. — Молоденькая девчушка накормила меня моим же глицином и сказала, что если не примут в больницу, назад везти никто не будет. Состояние было ужасное, соображала с трудом, поэтому отказалась ехать в больницу. Но спустя час вызвала другую неотложку, доктор тоже сомневалась, но я уже настояла. А выяснилось —  инсульт. Хорошо, в сосудистом центре на ноги поставили.

Но и молодых работников не так много, дефицит кадров в «скорой» по-прежнему есть. Поэтому проблема оперативности службы остается. По официальной статистике, в 85% случаев бригады скорой помощи приезжают по вызову в течение 20 минут. У многих пациентов другие данные. Редко кто из опрошенных назвал время ожидания меньше полутора часов. На собственном опыте могу сказать — ждали три часа. И, действительно, бригада скорой помощи являла собой молодую девчушку. Но та оказалась на высоте: хоть и сомневалась в диагнозе, однако дала необходимые лекарства и сделала укол, а самое главное — доставила в больницу.

ОФИЦИАЛЬНО
Модернизация здравоохранения — это:
•  укрепление материально-технической базы медучреждений;
•  внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
• внедрение стандартов медпомощи;
• повышение доступности амбулаторной медпомощи.

Цифра:

23 млрд рублей выделено в 2013 году на оказание бесплатной медицинской помощи населению во Владимирской области.