Расскажи мне сказку, Суздаль

аним5Сто одиннадцать историй о любви, красоте, летающей бабушке, котах-путешественниках, влюбленных пингвинах и даже о детских годах селекционера Мичурина в течение пяти дней люди из разных стран и городов рассказывали друг другу. В Суздале на прошлой неделе прошел 19-й открытый российский фестиваль анимационного кино.

 

 

 

Куклы против граффити

Это давно уже стало традицией: с приходом весны мультипликаторы со всей России собираются в Суздале, чтобы показать лучшие фильмы, сделанные за предыдущий год. За прошедшее время девочка с гусем — рисованный символ фестиваля — успела «вырасти» из маленького, закутанного в шаль ребенка, в озорного подростка с баллончиком краски для граффити. Вырос и сам фестиваль: если в начале на все показы, встречи и семинары хватало трех дней, то теперь он продолжается пять, а мероприятия при этом идут в нескольких точках одновременно. Да и фестивальная программа разрастается: организаторы уже давно получили возможность принимать не все заявки, присланные на конкурс, а проводить отбор. Вот и на этот раз из двухсот с лишним работ оставили сто одиннадцать —  дебюты, студенческие фильмы, ролики, короткометражки и т. д.

В течение нескольких прошлых лет на фестивале активно обсуждалось будущее российской анимации: в двухтысячных достаточно часто говорилось о том, что «старая гвардия» великих аниматоров уходит, а достойной смены не появляется. Любой мало-мальски хороший художник или режиссер либо уходит в коммерцию, либо уезжает за границу. Время показало, что опасения беспочвенны: некогда считавшиеся молодыми талантами Иван Максимов, Михаил Алдашин, Сергей Меринов сами уже стали мэтрами, каждый год появляются новые имена, а дебютные и студенческие работы давно уже выделены в отдельную номинацию. «Это небольшая, в общем-то, зарисовка, —  говорит о своем двухминутном графическом фильме «Toro Danza» студентка ВГИКа Валентина Урм, — захотелось передать какие-то свои впечатления об Испании: фламенко, коррида, матадоры, сеньориты»… Фильм сразу же понравился многим зрителям, включая знаменитого мультипликатора Юрия Норштейна, который часто корит молодых авторов за слишком узкий кругозор и самодостаточность. «В большинстве современных работ нет безудержной радости жизни и нет того общего культурного пространства, которое объединяет произведения искусства, — говорит он. — Но я очень рад, что иногда все еще вижу это. И это дает надежду».

Если вопрос «кому делать мультфильмы» органично разрешился, то вопрос «как» все еще стоит на повестке дня -и, видимо, никогда не утратит актуальности.

И дело не только в новых формах, таких как песочная или кофейная анимация. «Это как любая мода, — объясняет директор фестиваля Александр Герасимов. — Все время появляется что-то новое, и либо приживается, либо само собой исчезает». Прогресс неотвратим: как и фотография, анимация постепенно из элитарного искусства превращается в массовое — специальные компьютерные программы позволяют любому желающему делать мультфильмы, буквально не выходя из дома. И если сначала фильмы, подобные нашумевшей в ранних двухтысячных «Масяне», профессионалы дружно обливали презрением, то теперь, постепенно, за ними признали право на существование. В этом году — впервые — еще до встречи в Суздале организаторы провели конкурс любительской анимации.

«Решено было дать неизвестным талантам возможность показать себя, — рассказала куратор конкурса, киновед Алена Сычева. — В итоге нам прислали какое-то неимоверное количество работ — 158. И это были самые разные фильмы: комедии, пародии, психологические драмы, причем выполненные в самых разных техниках, от компьютерной графики до классического рисунка и пластилиновой анимации». Первое место в итоге занял мультфильм Максима Лущика с безумным названием «ОБНЦБНЧА: тетрадки» — смешной и по-своему трогательный фильм-воспоминание о великих сражениях, которые шли на полях школьных тетрадей».

Кстати, «темой» фестиваля (она каждый раз достаточно условна, но при этом меняется каждый год и отражается в оформлении — были, например, стройка, спорт, ретро, мартовские коты…) в этом году стало именно неформальное искусство. По этому поводу в Суздале прошел семинар по комиксам и грандиозный граффити-батл.

Показы — всей стране
В этом году фестиваль посетило, пожалуй, рекордное количество именитых гостей — от оскароносного Александра Петрова («Просто мне тут очень нравится», — признался он) до министра культуры Владимира Мединского. Но в основном в Суздаль приезжают не только затем, чтобы посмотреть мультфильмы, пообщаться с коллегами и единомышленниками, завести новые — как полезные, так и интересные — знакомства и получить советы признанных мастеров. Четыре года подряд в рамках фестиваля проводится конгресс, посвященный темам производства, продюсирования и проката в анимационной индустрии — в общем, всему тому, что помогает мультфильмам не только выходить, но и находить дорогу к зрителю.

На этот раз в программу выступлений вошли доклады по юридической проблематике, развитию анимации в Интернете, созданию анимационных брендов (о коммерческом успехе «Маши и Медведя» мечтают многие студии) и нюансам международного сотрудничества. И речь здесь идет не только о возможности показа наших мультфильмов за рубежом, но и о возможности совместной работы, приносящей иногда совершенно поразительные результаты. Так, в 2009 году был показан «Первый отряд» — российский мультфильм о Великой Отечественной войне, сделанный на японской студии в технике «аниме». Он был достаточно спорным, но при этом привлек большое внимание. В этом году в Россию приехал Мартин Гао, директор китайской анимационной студии «Jiang toon», который совместно с нашими аниматорами работает над проектом «Тайна Сухаревой башни» и признается, что хотел бы получить и другие предложения о сотрудничестве.

Те аниматоры, которые хотели бы снять свой фильм, но не имеют возможностей (не хватает денег, продюсера, сценариста или еще чего-нибудь нужного), уже второй год получили возможность участвовать в конкурсе анимационных проектов: представить свою идею широкой публике и, возможно, обрести искомое. Из сотни присланных проектов до участия в конкурсе допустили пятнадцать.

Хотя фестивальные просмотры открыты для всех и совершенно бесплатны, в зрительном зале суздальского турцентра, где проходит фестиваль, обычно сидят только сами участники. Впрочем, возможность увидеть мультфильмы, которые не найти больше нигде, есть и у тех, кто не может или не хочет ехать в Суздаль: каждый день аниматоры отправляются по городам Владимирской области с показами и мастер-классами. Петр Ануфриков, режиссер и руководитель студии из Новосибирска, показывает школьникам, как делать мультфильмы.

«Обычно получается так: дети смотрят сделанный профессионалами мультик и отчетливо понимают: да, это круто, но сам я так никогда не смогу, -говорит он. — А я привожу им работы, сделанные их сверстниками или даже ребятами помладше. Им тоже хочется! Так я помог появиться сотне детских мультипликационных студий и рассчитываю, что со временем такая появится и во Владимире». Между прочим, в этом году впервые суздальская программа выплеснулась шире Владимирской области: во время фестиваля показы одновременно прошли в Московской, Белгородской, Самарской, Оренбургской, Нижегородской, Магаданской областях, на Ставрополье, в Адыгее и других уголках нашей страны.

аним4Однако при всем этом фестивальная программа осталась самым главным и ярким событием весеннего Суздаля. Именно здесь можно было увидеть и оценить то, что в ближайшем будущем будут смотреть по телевизору наши дети (особенно были интересны сериалы про азбуку и юмористические биографии великих людей, но пятидесятисекундные зарисовки «Девочка и кот» не меньше понравятся зрителям любого возраста). Здесь открываются таланты: дебютная работа Александры Аверьяновой «Оттенки серого» — одновременно привет и классике черно-белого кино, и монстру современной литературы. И жюри, куда в этом году вошли режиссер Вадим Абдрашитов, композитор Алексей Рыбников, кинокритик Лариса Малюкова и другие видные деятели искусства, в очередной раз пришлось нелегко.

Призы распределились следующим образом: Гран-при фестиваля в этом году решено было не присуждать. Приз за лучшую режиссуру, а заодно и за лучший дебют получила зарисовка «Другие берега» Василия Чиркова. Награда за лучшую драматургию досталась полнометражному мультфильму «Возвращение Буратино» режиссера Екатерины Михайловой. Лучшим студенческим фильмом назван «Фокус» Марии Матусевич. Лучшим фильмом для детей — «День медведя» Оксаны Холодовой. А приз за лучший сериал получил Сергей Меринов за «Пластилиновую азбуку».