Закон суров и до конца не ясен

ГосзакупкиС 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но новый механизм пока не заработал в полную силу: на электронных площадках затишье, после Нового года на торги выставлено не больше десятка лотов.

Почему так? Этот и другие вопросы мы адресовали двум ведомствам: департаменту имущественных и земельных отношений администрации области и управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области. Они разъяснили ситуацию в сфере госзакупок.

Промедление оправданно
Реализация положений ФЗ № 44, по мнению областных чиновников, сдерживалась в силу объективных причин. Во-первых, изменения в Федеральный закон №44-ФЗ были опубликованы только 30 декабря 2013 года. В связи с этим заказчикам потребовалось внести новые положения в документацию и извещения о закупках. Во-вторых, официальный сайт zakupki. gov.ru начал работать в рамках Федерального закона №44-ФЗ с 13 января 2014 года.

А в-третьих, в соответствии с ведомственными приказами Минэкономразвития РФ и Казначейства России закупки осуществляются только после размещения заказчиком на официальном сайте плана-графика закупок товаров, работ, услуг или внесения изменения по объекту закупки не позднее, чем за 10 календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, указанных в Федеральном законе №44-ФЗ.

На уровне региона всех заказчиков своевременно проинформировали о возможных трудностях в «переходный период». И рекомендовали им в целях предотвращения сбоев работы учреждений в начале 2014-го заблаговременно подготовить заказы к размещению еще в 2013 году.

О монополиях

Федеральным законом №44-ФЗ объем закупок способом котировок ограничен 10%, способом закупки у единственного поставщика — 5% от совокупного годового объема, предусмотренного на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Как быть организациям, закупающим, в основном, продукцию и услуги у монополистов?

Закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» осуществляется заказчиком у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ. Ограничений по объему закупок, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, Федеральным законом №44-ФЗ не установлено.

О форме

Не разработаны шаблоны документации для проведения запроса котировок и электронного аукциона, поэтому полностью отсутствует возможность закупать любые товары и заключать контракты на оказание услуг. Нет возможности заранее подготовить документацию для размещения на сайте до момента разработки регламента проведения закупок.

Распоряжением директора департамента от 22.01.2014 №98 утверждены формы документации электронного аукциона, открытого конкурса, извещения о проведении запроса котировок и извещения о закупке у единственного поставщика. Указанные формы размещены на сайте (dio.avo.ru) департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по осуществлению закупок товаров, работ, услуг (далее — Уполномоченный орган Владимирской области) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

О конкуренции

В пункте 3 части 1 статьи 33 говорится о том, что описание объекта закупки может включать в себя требование к ТУ. Однако известно, что если заданы требования к ТУ, то это абсолютно исключает конкуренцию, так как ТУ индивидуальны для каждого производителя. Тем самым нарушается принцип обеспечения конкуренции, описанный в статье 8. Как объяснить нестыковку?

В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указание на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости), а требование к техническим условиям (ТУ) может являться подтверждением соответствия товара техническим требованиям.

Об отчетности

В какой форме должен оформляться отчет об осуществлении закупки у единственного поставщика, который предусмотрен частью 3 статьи 93? Будет ли Правительством РФ определена форма отчета?

В соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ отчет с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком составляется заказчиком в каждом случае закупки у единственного поставщика.

Требования к порядку и форме составления отчета Федеральным законом №44-ФЗ не установлены. Форма отчета произвольная, в котором необходимо указать:
1)   обоснование невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика;
2)  цену и иные существенные условия контракта.
Сведения о цене должны соответствовать приложению к проекту контракта, содержащему расчет и обоснование его цены. Составляет отчет работник контрактной службы либо контрактный управляющий заказчика совместно с юристом.

О процедуре

В случае если по результатам определения поставщика не подано ни одной заявки, заказчик обязан вносить изменения в план-график и проводить повторную процедуру. При этом согласование закупки у единственного поставщика не предусмотрено. Не приведет ли такой механизм к большим потерям времени и не поставит ли под угрозу саму возможность закупок?

По мнению департамента, заказчику необходимо правильно определять целесообразность закупки тем или иным способом, обосновывать начальную цену контракта, не ограничивать участников закупки при описании показателей объекта закупки и не сокращать сроки поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.

Специалисты ФАС добавляют, что, да, действительно, закон о контрактной системе в отличие от прежнего закона устанавливает иной порядок действий заказчика при признании торгов несостоявшимися. Однако данное законодательное требование имеет место быть вне зависимости от субъективных оценок отдельных заинтересованных лиц.

Возможно, практика применения данного закона укажет на необходимость доработки рассматриваемого законоположения, вследствие чего в нормативный акт будут внесены соответствующие изменения и дополнения.

ПРОГНОЗ
Специалисты регионального управления ФАС к перспективам реализации нового закона относятся вполне оптимистично: «По предыдущему закону отношения по размещению заказов регулировались на протяжении 8 лет. Практика показала, что затруднительно в полной мере реализовать такие важные цели и задачи, как обеспечение эффективного использования бюджетных средств, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов. Вместе с тем практика правоприменения Закона о размещении заказов, опыт в этой сфере, накопленный за истекшие годы, несомненно, очень полезны для всех участников данных правоотношений. Федеральный закон о контрактной системе призван усовершенствовать и дополнить накопленный опыт в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд».

К сведению

Формы документации, извещений о проведении запроса котировок, извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителей) 22 января 2014 года размещены на официальном сайте dio.avo. ru в разделе «Осуществление закупок».

Официально

Постановлением губернатора области от 18.10.2013 №1190 уполномоченный орган — департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области осуществляет:
—  определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
— определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных заказчиков Владимирской области;
—  определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных заказчиков, финансовое обеспечение которых по закупкам товаров, работ, услуг осуществляется за счет областных межбюджетных трансфертов полностью или частично.

Уполномоченный орган осуществляет закупки путем проведения конкурса (в том числе закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, закрытый аукцион и электронный аукцион).

Осуществление закупок путем проведения запроса котировок и запроса предложений осуществляется заказчиками самостоятельно.