«Англичанин» из ноутбука

Шевинская5Понедельник, начало одиннадцатого утра. У учителя английского языка Романа Потапова из Малыгинской средней школы Ковровского района время начала урока. Однако педагог к своим ученикам в класс не спешит и остается… дома. К тому же есть еще один нюанс. «Англичанин» Потапов своих питомцев живьем вообще не видел ни разу! И, тем не менее, регулярно ведет у них занятия, начиная с сентября прошлого 2013 года.

Как такое может быть? Дело в том, что ученики Романа Владимировича проживают в удаленной деревне Шевинской, расположенной примерно в 80 километрах от поселка Малыгино. И уроки английского он, учитель высшей квалификационной категории с 23-летним педагогическим стажем, ведет исключительно дистанционно — по скайпу. Причем речь идет не о школе дистанционного обучения для одаренных детей или занятиях с целью углубленного изучения предмета, а об обычных уроках по программе основной школы в различных классах с 5-го по 8-й.

Спасательный круг
Вообще-то Малыгинская средняя школа официально имеет статус областной экспериментальной площадки, но нынешний эксперимент начался, что называется, поневоле. В деревне Шевинской возникла серьезная проблема. Из местной основной школы уволился учитель английского языка. И преподавать иностранный там стало некому. Шевинская — удаленная деревня на южной окраине Ковровского района. До соседнего райцентра Красной Горбатки оттуда в два раза ближе, чем до Коврова. Прежде в Шевинской находилось подсобное хозяйство завода имени В.А.Дегтярева. В ту пору там велось большое жилищное строительство, деревня стала центром для окрестных селений. В ней появилось несколько новых улиц, детский сад, школа, клуб, различные производственные помещения.

А потом, в начале 2000-х, предприятию ВПК подсобное хозяйство оказалось ни к чему. Жизнь в Шевинской стала тише. И теперь в школе, где обучается почти 70 ребят, еще и дефицит преподавателей. Своих не найти, хотя общее население деревни достигает 300 человек. Из города в такую даль тоже никто не рвется. Поэтому поневоле управлению образования районной администрации пришлось искать нестандартное решение проблемы. Вспомнили про Малыгинскую школу.

Там, в Малыгинской школе, по инициативе ее директора Александра Самохвалова создана и уже несколько лет действует школа дистанционного обучения, в рамках которой учеников старших классов из разных уголков района готовят к предстоящей сдаче ЕГЭ. Поэтому малыгинские учителя имеют богатый опыт общения с учениками при помощи компьютера и Интернета. Но одно дело —  индивидуальные контакты с отдельно взятым учеником, стремящимся повысить свои знания, и совсем другое — урок сразу с целым классом, особенно если в нем имеются школьники с разным уровнем подготовки.

Тем не менее, руководство районов и Александр Самохвалов обратились к Роману Потапову: «Надо бы помочь!». И тот, несмотря на большую занятость по основному месту работы (сегодня у него общая нагрузка составляет 41 час в неделю —  учителя подтвердят, что это очень много), согласился. Пожертвовал понедельником — своим методическим днем, когда теоретически педагог должен заниматься самообразованием.

Шевинская4Так он стал учителем Шевинской школы, хотя в этой деревне был всего раз, да и то лет 15 назад. Сегодня он, не выходя из дома, преподает английский сразу в четырех классах. Они сравнительно небольшие — от 7 до 8 учеников в каждом. И, тем не менее, вести урок для всех сразу — дело нелегкое.

English для глубинки

— Конечно, пришлось переработать учебную программу, — рассказывает Роман Владимирович. — Немного сократил занятия по устной речи, так как в Шевинской очень неважно работает Интернет, звук передается слабо, и для того, чтобы отвечать урок, ученикам приходится говорить громче, чем обычно. И общаться с находящимися в классе детьми тоже приходится с каждым по очереди. В Шевинской школе есть свой компьютерный класс, но мебель и процессоры расставлены там таким образом, что их не переставишь, и уроки по скайпу проводить в нем нельзя. Поэтому пока приходится пользоваться обычным ноутбуком, к тому же — частным, и.о. директора школы Татьяны Искеевой. Ученики садятся друг за другом и видят меня, а я вижу их всех сразу. Меня, кстати, ребята слышат прекрасно, поэтому проблем с постановкой произношения нет! К тому же у них есть звуковые учебные пособия.

—  Как ведут себя ученики на уроках, когда учитель находится за десятки километров от них?
— В классе обязательно присутствует педагог, это необходимо, в том числе, и по требованиям безопасности. Обычно это та же Татьяна Искеева.
—  Каким образом задаются и проверяются домашние задания?
—   Я их посылаю по электронной почте, а ученикам их в школе распечатывают, и они выполняют упражнения и пишут тексты в обычных тетрадях. Потом их работы сканируют и тоже по «электронке» посылают мне.
—  Почему школьники не отправляют их сами?
— Шевинская — деревня с не самыми лучшими условиями жизни для местного населения. И там далеко не в каждой семье есть компьютер. К тому же ребята точно знают, что выполнение домашнего задания каждый раз будет обязательно проверено и на уроке спросят всех. Это позитивно влияет на успеваемость!
—  Что все-таки самое трудное на столь необычных уроках?
—  Самое трудное — сидеть почти неподвижно на стуле перед компьютером, чтобы не выйти из поля зрения видеокамеры. Делать это без перерыва в течение 45 минут, а потом после небольшой перемены опять и опять — всего у меня подряд четыре урока — довольно утомительно. На обычном уроке в школе можно и походить, и хотя бы на спинку стула откинуться, а тут чувствуешь себя достаточно напряженно. Да и времени на проверку домашних заданий после таких уроков уходит больше, чем для обычного класса. Надо не только все проверить, но и сначала скачать почту, потом опять все отправить, да и письменно объяснить, почему так или иначе оценил работу.

Шевинская8Недавно из-за сильных морозов в школах Ижевска был введен особый образовательный режим. Младшеклассников от учебы освободили, более великовозрастным ученикам сократили время занятий. Но домашние задания все получали, как прежде, — по полной. При этом детям предоставили возможность связываться с учителями через скайп и консультироваться по выполнению домашних заданий.

—  Вы так никогда и не встретитесь «вживую» со своими учениками из Шевинской?
—  Скорее всего, нет. Хотя ребята неплохие. Учатся, они, как и везде, по-разному, но несколько сильных учеников там есть. У большинства отношение к урокам ответственное. Сегодня вообще в изучении английского появилось немало ранее недоступных школьникам из глубинки мотиваций. Например, они больше стали ездить за границу — обычно с родителями, где без знания английского не обойтись. Зачастую именно молодежь выступает в семье в качестве переводчиков, зная иностранный язык лучше своих мам и пап. Поэтому все чаще интерес к предмету осознанный, с практической точки зрения, а это положительно влияет на успеваемость. Может быть, мы как раз и встретимся где-нибудь за границей! Кстати, общение с жителями страны изучаемого языка — лучшая практика.

ПЕРСПЕКТИВЫ
Роман Потапов: «Для учеников иностранный язык -необходимое условие для продолжения образования. Немало моих питомцев поступают в достаточно серьезные вузы, в том числе и на специальности, где необходимо знание английского. Может быть, и в деревне Шевинской кто-то решит учиться дальше. Хотя школьникам там, конечно, более сложно постигать науки, чем в крупных школах на «большой земле», полученная в глубинке закалка при определенной целеустремленности позволит правильно сориентироваться и адаптироваться в самых разных ситуациях».