Тройка, семерка, дама

IMG_0039_новый размерПремьерный спектакль «Пиковая дама» Владимирского областного театра драмы — не просто классика на современный лад, с непривычными для пушкинской эпохи костюмами и даже электрогитарой. Но и метафизические размышления столичного режиссера о человеке, который в руках судьбы — лишь разменная карта.

«Пиковую даму» на владимирской сцене поставил молодой московский режиссер Вячеслав Тыщук — выпускник ГИТИСа, ученик знаменитого Марка Захарова. До начала театральной карьеры он успел окончить мехмат Новосибирского университета и поработать рыбаком на океанском трейлере. К настоящему моменту за плечами режиссера почти десяток постановок.

IMG_0195_новый размер«Пиковая дама» для приглашенного во Владимир столичного режиссера — не первая попытка обратиться к классике. До этого он ставил Чехова, Достоевского и Тургенева в разных театрах страны. Владимирских актеров для «Пиковой дамы» гость из Москвы отбирал сам. Главных героев спектакля играют молодые талантливые актеры Анна Лузгина (Лиза) и Антон Карташов (Германн). В роли старой графини на сцену выходит заслуженная артистка России Татьяна Евдокимова. Кроме известных владимирскому зрителю актеров, в «Пиковой даме» звучат и новые имена. Одна из ролей досталась студенту выпускного актерского курса Владимирского областного колледжа культуры и искусства, претенденту в труппу драмтеатра Илье Соколову.

Очевидно, что спектакль был задуман больше для современного зрителя — молодого театрала, способного оценить экспериментальную свободу образов и деталей авторских решений.  Премьера получилась неоднозначной для понимания, что, по сути, разделило публику во мнениях о спектакле.

Пушкинский сюжет в «Пиковой даме» сохранен: одержимый идеей узнать тайну трех карт, которые гарантируют выигрыш, Германн расчетливо влюбляет в себя воспитанницу графини — несчастную, замученную капризами сварливой старухи, одинокую и романтичную Лизу: «Через неделю она ему улыбнулась». Германн проникает в дом графини с пистолетом, и от испуга старуха умирает. А потом ее призрак является герою во сне и называет заветную тайну трех  карт, благодаря которой Германн сначала получает несметный выигрыш, а потом теряет рассудок.

Вопреки консервативным представлениям о том, какими должны быть приметы пушкинской эпохи в спектакле: декорации, костюмы, величавая неспешность стиля, постановка Тыщука необычна. Режиссер выводит на сцену психологические метафоры. Азарт Германна и других карточных игроков представляется падением с высоты в бездонную яму, любовная линия Лизы и Германна показана через переплетение клубков синих ниток и серого «граффити» на стенах, а накал страстей — через рев электрогитар.

В кульминационные моменты на сцене несколько раз появляется и вовсе странный образ — ребенок с занавешенным тканью лицом, молча тянущий за собой все тот же клубок ниток. Лица актеров тоже часто скрыты масками. А от старухи графини после смерти остается лишь груда одежды и парик — «останки» герои запаковывают в современный полиэтиленовый мешок на молнии и с пафосом хоронят.

Внешние приметы спектакля, как и костюмы героев, выполнены в одном цветовом решении: белое и черное. Декорации лаконичны и напоминают изнанку колоды карт
—  однообразная сетка крестиков на полу и стенах, слитая воедино серая графика пространства, от которой монотонно рябит в глазах, — и лишь иногда унылый фон разбавляется яркими деталями насыщенно синего.
Как оценил зритель смелость Вячеслава Тыщука и своеобразие премьеры уходящего года, нельзя сказать однозначно. Ясно одно —  эта постановка стала воплощением авторских размышлений над мистической классикой Пушкина. И вызвала живой отклик зрителя. Но, какой бы ни была авторская форма выражения, суть осталась неизменной. Это спектакль об одержимости страстью и пороком, в борьбе с которыми человек терпит поражение и теряет нити разума. О ярких иллюзорных ожиданиях, которым не суждено сбыться в реальной серой жизни. И о том, что в руках судьбы человек остается лишь картой, которую можно разменять как угодно.

В уходящем году зрители могут еще раз увидеть «Пиковую даму» во Владимирском областном театре драмы 7 декабря.

Елена Певцова