Театр, где начинается сказка

Театр, где начинается сказка… Впервые в областном центре выступил столичный камерный кукольно-теневой театр «Учёный медведь». Проект в своём роде уникальный. Во-первых, хотя бы потому, что в основе театра — минимум спецэффектов, только живая музыка, никакой фонограммы во время спектакля.  Ну а, во-вторых, его вдохновители — брат и сестра, которые много лет занимались созданием мультфильмов. С чего сегодня начинается детский театр и может ли он заменить современным детям компьютерные игры? — у создателей проекта спросила Наталья Зобнина.

Театр, где начинается сказка_1 Театр, где начинается сказка_2 Театр, где начинается сказка_3 Театр, где начинается сказка_4

 — Ещё… Сами…

«Выключите свет» и тогда начнётся сказка. Каждый спектакль «Учёного медведя» — это букет чудес, волшебства и доброго детского смеха. А ещё эксперимент, конец которого всегда с приставкой «хэппи». Детский театр со своей изюминкой. Оригинальная сценография, куклы ручной работы… Вот она — сказочная канва современного теневого театра.

— Глаза нужно широко-широко раскрыть, как это дети умеют делать…

Строгих правил нет — больше импровизация. В главной роли — дети. Авторы и вдохновители необычного проекта —  Андрей Пронькин и его сестра Сима.

 — Теперь… Дикая Америка. Это вигвам…

Андрей и Сима вспоминают: когда были совсем маленькими, любили петь и играть на инструментах.  Папа — по профессий инженер, по призванию трубач, гитарист, балалайщик — хотел, чтобы его дети занимались творчеством. Его мечта сбылась. «Учёный медведь» — говорит Андрей — начался со  знакомства с потрясающим кукольником — Рудольфом Серажетдиновым. Сегодня театр Пронькиных — это только живая музыка и настоящие музыкальные инструменты. Андрей уверен: именно этого детям сегодня не хватает.

АНДРЕЙ ПРОНЬКИН, РЕЖИССЁР, ХУДОЖНИК, АКТЁР, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО ТЕАТРА «УЧЁНЫЙ МЕДВЕДЬ» (Г. МОСКВА)

 Есть тенденция хорошая — это молодые люди начинают делать передвижные театры. А тенденция не очень хорошая — это стремление к огромному количеству каких-то эффектов. Я не против мультимедийных спектаклей, но всё возлагать на мультимедиа, на компьютеры — это не очень хорошо. Не надо стремиться поразить зрителя огромным количеством эффектов — иногда нужно сделать простые вещи.

Этот спектакль — история. История, с которой и началась жизнь «Учёного медведя». И каждый раз эта история складывается по-разному… хорошо. Это настоящий талант — отрепетировать детский спектакль за час с небольшим. И в этом есть что-то магическое…

Спектакли «Учёного медведя» очень динамичны. Андрей долгое время занимался созданием мультфильмов. Привык, чтобы «картинка» была именно экранной — не сценической. Надо сказать — зрелище потрясающее. Дети в восторге, но то, что быть актёром — дело, ох, какое непростое — понимают быстро…

МАТВЕЙ ЛЕОНТЬЕВ, УЧАСТНИК МАСТЕР-КЛАССА

— Да я хочу там в «войнушку» играть. На веранде в садике пистолеты нельзя. Но на улице-то уже давно разрешили…

— А зато в садике в театр можно…

— Да, я там ходил И много раз..

Самый первый спектакль от «Учёного медведя» Пронькины презентовали в 2001 в Москве. В зале были так называемые трудные подростки. Тяжко — говорит Андрей — было поначалу, потом пошло всё, как по маслу. Напряжение первых нескольких минут — потом за уши детей из-за ширмы не вытащишь. Может быть, в это и есть главный секрет детского театра от Пронькиных.

 Наталья Зобнина, Станислав Трегубов.