Во Владимире прошел очередной «Бу!Фест»

BookFest-10-300x200Во Владимире прошел очередной «Бу!Фест» — книжный фестиваль. Среди прочих московских, питерских и владимирских издательств принимало в нем участие и московское — «Дикси Пресс». Мы разговариваем с его гендиректором Леонидом Кузнецовым.

—  Скажите, тяжело сейчас открывать издательство, направленное на интеллектуальную литературу?

—  Открыть издательство труда не составляет. Сложно потом — когда понимаешь, что надо как-то коммерчески выживать. Мы издаем в основном рассказы современных русскоязычных писателей, так называемую «малую прозу». И подобные фестивали — низкий поклон Полине Вахотиной, организатору «Бу!Феста» — это один из способов сказать читателю о таких издательствах, как наше, то есть достаточно узкопрофильных.

— Тогда поговорим о другом. О том, нужна ли интеллектуальная литература читающим массам в наши дни.
— Давайте не путаться в терминологии. Интеллектуальная литература — это то, что по зубам только начитанным интеллектуалам и эстетам. То, что сборники рассказов сейчас не являются коммерчески успешным продуктом, не их вина. Рассказ — это одно из самых уникальных изобретений человечества. Несколько страничек текста, в которых умещается полноценная философская концепция, целая человеческая жизнь, в которых автор предстает изощренным стилистом или брутальным городским сумасшедшим — кому что нравится, — могут по-хорошему «зажечь».

—  Это про «глаголом жечь сердца людей»?
— Именно. Так вот, когда я открывал издательство, я был уверен, что жанр малой прозы просто по определению пойдет на ура, поскольку в последнее время рассказ был как-то, мягко говоря, в загоне. Пора, рога трубят, думал я. И оказался неправ. Рассказ, оказывается, как не был, так и сейчас почти никому не нужен. Я имею в виду книготорговлю, конечно, а не читателя. Читателю по-прежнему не хватает новых Чехова и Шукшина, Бунина и Тэффи.

— Да уж, ситуация…
— Просто я очень упертый и не дергаюсь, продолжая свое дело. Рублю на звезду — по меткому замечанию Андрона Кончаловского. Тут еще вот какой момент. Мы определили основную концепцию нашего издательства как лаборатория современного рассказа. А лаборатория есть эксперимент. Вот мы и экспериментируем. Прежде всего, в поиске новых креативных авторов, в том, чтобы вернуть подзабытые несколько имена. Этих новых и подзабытых имен — десятки. Среди тонн пустой породы регулярно встречаются золотые самородки. Но в целом ситуация с малой прозой аховая. Раньше был какой-то шанс «выстрелить». Сейчас — ни малейшего.

—  Почему, как вы считаете?
— На мой взгляд, дело в том, что нет литературной среды. Литературная тусовка есть, а среды нет. Ведь литературная среда предполагает бивалент-ность: читатель-писатель. Сложилась беспрецедентная ситуация, когда читатель, казалось бы, никуда не делся, но книги, которые пишет «его» писатель, до него не доходят. Сейчас ведь какая бытует теория? Дескать, нет потребности в новых именах. Переварить бы старые. Вон сколько всего уже написано и издано, разве все можно перечесть?

— А это не так?
— Абсолютно не так.

— Почему потеряна связь, о которой вы говорите?
—  Потому что в книжных магазинах предпочитают брать на реализацию Донцову и «Пятьдесят оттенков серого», а книгу Романа Богословского «Театр морд» либо не брать вовсе, либо запихнуть книжку куда-нибудь так далеко, что потом и самим не найти. Я знаю пока только несколько исключений из правил. Эти магазины находятся в Москве, такие как «Фаланстер» или «Ходасевич».
Есть такое исключение и во Владимире — магазин «Эйдос». Но исключения, как известно, лишь подтверждают правило.

—  Книжные магазины можно понять. Они же не занимаются благотворительностью, им надо как-то выживать…
—  Все, круг замкнулся. Наши книги есть в интернет-магазинах, услугами которых пользуются совсем не наши в основном читатели. Наш читатель предпочитает в реале подержать книжку в руках, полистать ее, почитать одну-две странички, чтобы понять, за что он должен отдать две-три сотни рублей. А поскольку нет реализации, то нет и денег. И возможности издавать новых авторов в том объеме, который бы хотелось иметь.

—  Да уж, что-то не весело у нас с вами как-то все выходит.
—  Да нет, нормально. Будем переламывать ситуацию. В Москве есть ряд независимых книжных магазинов, которые принципиально не берут на реализацию ширпотреб. Это радует. На периферии их куда меньше. Но они все-таки есть. Что-то среднее между букинистическим магазином и клубом по интересам.

—  Я знаю, что в книгах вашего издательства иногда появляются владимирские авторы…
—  Ну, это простой вопрос. И ответ на него будет простым. Ваш Анатолий Гаврилов уже сейчас практически классик, его знают и ценят во всем мире, и я доволен, что он положительно откликнулся на предложение опубликовать его в нашем сборнике «Грехи наши…». Еще один автор этого сборника Сергей Миляев, тоже в последнее время стал очень плотно писать рассказы — своеобразные, умные, качественные. Как их не публиковать? С другими литераторами Владимира я познакомился через литературное агентство «Новые писатели». У них очень достойная проза: Антон Андрианов, Оксана Новикова… Они пока делают первые шаги в литературе, но уже сейчас виден их талант и потенциал.

— Скажите, Леонид, что бы вы хотели сами себе пожелать как итог нашего разговора.
— Не помереть как издательство раньше времени. Поскольку «есть много, друг Горацио, на свете…». А всем остальным вашим и нашим читателям хочу сказать, чтобы они не забывали, для чего сделаны хорошие умные книги.

Записал Сергей Рубашкин