Замахнулись на Брукнера

16-ый творческий сезон открыли девятой симфонией Антона Брукнера. Впервые музыканты владимирского губернаторского симфонического оркестра сыграли легендарное произведение австрийского романтика. На репетиции ушло всего несколько дней — и это только первый в этом сезоне сюрприз для любителей классической музыки.

Репетиция перед открытием сезона_4 Репетиция перед открытием сезона_1 Репетиция перед открытием сезона_2 Репетиция перед открытием сезона_3

60 музыкантов — скрипачи, барабанщик, трубачи и не только… Симфония № 9 — шедевральное сочинение австрийца Антона Брукнера. Её премьера состоялась спустя только семь лет, после написания — 11 февраля 1903 года в Вене. Лебединая песня, над которой композитор работал последние пять лет жизни, будучи тяжело больным. Именно поэтому на заглавных листах партитуры каждой части, писать которую Брукнеру было мучительно больно, композитор педантично отмечал даты. Слава к Брукнеру пришла поздно. Его музыка долгое время считалась образцом безвкусия — скучной, бесформенной и неисполнимой.

 АРТЁМ МАРКИН, ДИРИЖЁР ВЛАДИМИРСКОГО ГУБЕРНАТОРСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА 

И мне даже попался такой факт в прессе, что бостонских оркестрантов даже тошнило на репетиции. Такое может быть. Эта музыка длин нот и не каждое мышление к ней приспособлено, не каждая психика. Но мне кажется, что для русского человека это вполне органично будет. 

Девятую симфонию австрийский романтик, к сожалению, закончить не смог. Скончался от сердечного приступа. Но надо сказать, даже то, что успел придумать Брукнер — поражает и впечатляет спустя даже 110 лет, — говорит Артём Маркин. На репетицию симфонии у губернаторского оркестра ушла неделя. Рекордный срок!

 АРТЁМ МАРКИН, ДИРИЖЁР ВЛАДИМИРСКОГО ГУБЕРНАТОРСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА 

Уровень коллектива вырос: и до этого композитора, и до этих полотен. Позади весь Бетховен, весь Брамс, весь Чайковский. Когда говорю – весь – то исполнены все симфонии, все произведения для солистов с оркестром. И вот подошли к этой глыбе – Антону Брукнеру. 

Эксперты называют Девятую симфонию «готической». Первая часть — торжественная. Вторая полна фантастических образов. Третья — серьёзная, философский материал. И тут звучат сразу две темы. Скрипичное соло как повод поразмышлять над важными вопросами жизни. Настроение поддерживают теноровые трубы и струнные. И тут никак нельзя не согласиться с великим Рихардом Вагнером, который однажды написал так об австрийском романтике: «Я знаю только одного, кто близок к Бетховену — это Брукнер».

 АЛЕКСЕЙ ЧЕРКАСОВ, СОЛИСТ ВЛАДИМИРСКОГО ГУБЕРНАТОРСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

Охватить его сложно – большой объём! Мы ведь смотрим в свою партию, партию первых скрипок. В оркестре происходит много всего интересного. Естественно, большие голоса накладываются друг на друга. Сложное произведение что говорить!

 СЕРГЕЙ ТРУСОВ, СОЛИСТ ВЛАДИМИРСКОГО ГУБЕРНАТОРСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

 Самое сложное – это ответственность. Я играю первую трубу в оркестре, много сольных мест, ответственность большая. И сама музыка. 

16-ый творческий сезон в Центре классической музыки в принципе уникален. Традиции открывать музыкальный год совместно с хоровыми коллективами решили изменить. Нагрузка на музыкантов и без того была нешуточной. Но то, что сегодня услышали все любители классической музыки в исполнении губернаторского оркестра — заслуживает только громких оваций.

Наталья Зобнина, Станислав Трегубов.