В Суздале впервые прошел Международный фотофестиваль

DSC_9880В Суздале впервые прошел Международный фотофестиваль, организованный Союзом фотохудожников России при поддержке областного департамента культуры и туризма и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Организаторы признаются: сами не ожидали такого ажиотажа. О приеме работ на фотофестиваль было объявлено в августе, и всего за три месяца поступило более семи тысяч работ от любителей и профессионалов со всей страны и из ближнего зарубежья: чтобы просмотреть все это, потребовалось бы провести за компьютером тринадцать часов без перерыва. Жанры — самые разные, от портретов и пейзажей до концептуальной фотографии и диджитал-арта. Перед членами жюри встала непростая задача — выбрать лучших: в итоге в финал вышли 240 работ от девяноста авторов.

Среди тех, кто оказался в списке лучших, — Илья Долгих, студент второго курса ГИТИС, фотограф-любитель и обладатель роскошных подкрученных усов. «Сначала у меня была мыльница «Кодак», — рассказывает он, — снимал ей в основном для себя и для домашнего архива. Потом ее возможностей показалось мало — купил пленочный «Кэнон», снимаю им уже около десяти лет. За это время накопилось так много фотографий, что когда нахожу объявление о каком-либо фотоконкурсе, стараюсь отправить туда свои работы. Иногда ничего не происходит, иногда становлюсь лауреатом или даже победителем».

DSC_9898Лучшие из лучших работ, всего около сотни, временно украсили фойе суздальского турцентра, где проходил фестиваль. Выставка эта — по сути, квинтэссенция того, что сделано российскими фотографами за последнее время — производит двоякое впечатление. Работ много, они яркие и разноцветные, как елочные игрушки, но не те, которые «праздник-праздник», а, как в анекдоте, «блестят, но не радуют». Большинство снимков практически безупречны в техническом отношении: тут и правило «золотого сечения», и никаких промахов с экспозицией, и ничего лишнего в кадре — хоть сейчас в учебник. Но при этом фотографии не удивляют и не вдохновляют: кажется, что все это (с минимальными вариациями) ты уже видел не один раз, и даже не десять. Мастерство налицо, но магия, обаяние застывшего мгновения пропало.

—  В общем, для меня здесь нет открытий, и ничего революционного мы не показали, — говорит Андрей Баскаков, председатель Союза фотохудожников России. — Но мы постарались найти авторов, которые все-таки ищут собственные ориентиры, у них есть свое авторское видение, своя позиция. И в совокупности все это не столько «отчет о проделанной работе», сколько толчок для диалога о том, что же представляет собой современная фотография и по какому пути ей нужно двигаться.
—  Я не стал бы говорить, что все плохо: здесь, на выставке, есть и интересные работы, и интересные замыслы. Но в целом проблема налицо: авторов сейчас катастрофически не хватает, — считает Николай Кулебякин, председатель жюри в номинации «Натюрморт». — Их подменяют мастеровитые люди, которые делают вполне профессиональные и при этом бездушные вещи. А автор — это человек, который не просто знает язык фотографии, но и умеет говорить на нем, и, главное, у него есть что сказать. Наша задача — искать таких авторов и создавать условия для тех, кто может высказываться внятной, сложной прямой речью. Это трудно, на это требуется время. Но это необходимо.

В помощь фотографам все четыре фестивальных дня проходили портфолио-ревю, лекции и мастер-классы
известных российских и зарубежных мастеров: таких, как шестикратный призер престижного международного конкурса «World Press Photo» Владимир Вяткин или Альгимантас Алексан-дравичюс, признанный лучшим портретистом Европы на конкурсе Fuji Euro Press Photo. Среди заявленных тем — и работа с фотобанками, и использование вспышки, и даже проблемы коммуникации при съемке ню. Кроме того, для участников был организован воркшоп по постановочной фотографии и блиц-конкурс, посвященный Суздалю.

— Много лет назад, когда я еще работала экскурсоводом, мне посчастливилось поехать в Венецию, — вспоминает Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — И там я встретила американского фотографа, который сказал мне: «Есть только два места в мире, куда художник может приезжать бесконечно. Первый — Венеция, а второй — маленький городок в России, он называется Суздаль, и вы вряд ли даже слышали о нем». Действительно, снятых в нашем городе фотографий очень много, но большинство из них — слишком глянцевые, слишком примелькавшиеся, слишком вылощенные. А ведь у Суздаля есть душа, и я мечтаю о том, что кто-то сумеет разглядеть ее и запечатлеть.

Видимо, теперь эту непростую задачу предстоит решать многим фотографам: фестиваль в Суздале собираются сделать ежегодным. А также «подключить» Владимир и область, где обещают также организовать выставки и творческие встречи.

Марина Сычева

Фото: Тамара Андреева, г.Стерлитамак и Владимир Осинцев, Новосибирская область