Созвездие талантливых людей

раевскаяУчитель — слово святое. Такое же, как мама, родина, вера. Учитель дает человеку главное — основу знаний и нравственных норм, с которыми можно уверенно идти по жизни. В эти дни тысячи муромских школьников и бывших выпускников говорят своим педагогам «Спасибо!». Не формально, не потому, что [так принято в профессиональный праздник — День учителя. , А просто — от души. От искреннего и глубокого понимания высокой роли наставника в своей судьбе.

Важная миссия
Формирование личности, судьбы молодого человека во многом зависит от того, встретит ли он талантливого, увлеченного своим делом учителя. Об этом говорил в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин. Выступая перед коллегами на августовской педагогической конференции, предварившей новый учебный год, на этом же заострила свое внимание начальник управления образования администрации округа Муром Ирина Раевская. Она убеждена, что в округе много сильных, одаренных педагогов, настоящих энтузиастов, влюбленных в свое дело. Они не только способны увлечь ребят непосредственно своим школьным предметом, но и расширить горизонты познания новым интересным делом, творчеством, увлечением. Среди таких педагогов можно назвать Татьяну Сергеевну Парфенову — руководителя образцового хореографического коллектива «Радость», заслуженного учителя РФ; Анатолия Алексеевича Никитина — руководителя образцового театрального коллектива «Прикосновение»; Валерия Юрьевича Шевкина, много лет возглавляющего образцовый духовой оркестр; Бориса Владимировича Ратушного, руководителя военно-спортивного клуба «Патриот», и многих других. Силами таких людей и строится отечественное образование.

Очень важно, что на становление высококлассных специалистов направлена целая система, концентрирующая опыт, знания и навыки педагогического сообщества. И у муромских педагогов есть возможность воспользоваться этими творческими наработками. Средства, направ-ленные на повышение квалификации учителей в округе, постоянно растут. За минувшие три года на это направлено около 3 млн рублей, в то время как раньше выделялось не более 240 тысяч рублей в год. Обучение в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) прошли все педагоги начальных классов и руководители общеобразовательных учреждений, сейчас в этом направлении работают учителя-предметники.

Успех и признание
Учитель — что это: профессия, призвание или дань времени? Отвечаем — это и первое, и второе, и третье. Педагог не только учит, но и направляет, подсказывает, воспитывает, ищет. Такое уж призвание у людей, ставших на этот путь. Мурому повезло: судя по профессиональному и общественному признанию, которого добились учителя округа, здесь работает целое созвездие незаурядных и сильных личностей, талантливых педагогов.

К примеру, преподаватель химии средней школы №20 Лидия Савельева стала лучшей на Всероссийском конкурсе «Молодой учитель». Педагоги школы №6 Юлия Серкова и Марина Володина победили в конкурсе авторских программ. А Татьяна Секирова и Марина Тюшляева, учителя средней школы №1, Ирина Жданова, учитель средней школы №19, первенствовали в региональном конкурсе лучших учителей. В активе Марины Вилковой, заслуженного учителя РФ из средней школы №6, — успех на Всероссийском конкурсе «Малая Родина — центр Вселенной» и региональном конкурсе «Умные уроки с интерактивной доской». В этом году Марина Васильевна победила в окружном конкурсе «Человек года-2013» в номинации «Образование». А во Всероссийском конкурсе «Учитель Сочи-2014» лучшими стали единственные представители Владимирской области Эльвира Петрова и Евгения Дони — учителя физкультуры школы ¹6, которые для вручения наград приглашены в Сочи.

Новые технологии
Безусловно, важна и материальная составляющая учебно-воспитательного процесса — как без нее? Не впечатляет, когда в школу приходят новые технологии, Интернет, а само здание выглядит плачевно, стены — облезлые, на потолке — грибок. Может быть, где-то и так. Но не в округе Муром. Здесь состоянию школ уделяют самое пристальное внимание. Достаточно сказать, что только на текущий и капитальный ремонты школ за последние три года были направлены 58 млн рублей. На эти средства во многих школах приведены в надлежащий вид спортзалы, актовые залы, столовые, рекреации, учебные кабинеты. Причем не просто отремонтированы — один проект не похож на другой.

Однако, если говорить об обновлении, то, конечно же, под этим подразумеваются не только внешние изменения, но и те, что меняют образ деятельности, стиль мышления в целом. Новые технологии — вот что мы имеем в виду. Они пришли в муромские школы: в школе № 6 появился мобильный класс и первый лингафонный кабинет, современная медиатека и электронно-справочная информационная интерактивная таблица Менделеева заняли достойное место в школе №2, комплект робототехники — в школе №7, оборудование для кабинета химии — в школе №20 и многое другое. А вот данные по информатизации: сейчас один компьютер в муромских школах приходится на 10,5 учеников, а тремя годами раньше — на 18,4. Прогресс налицо!

В сельской местности — своя специфика. Там важны не только новые технологии, но и решение самых элементарных вопросов — например, доставки учащихся в школы. Ведь многим ребятам из глубинки приходится ежедневно добираться до родной школы за несколько километров. Так вот, в округе для перевозки учащихся в последнее время приобретены новые школьные автобусы. Весь «школьный автопарк» оснащен системой «Глонасс».

Молодые кадры

Впрочем, не будем скрывать — есть и сложности. Взять, к примеру, зарплату. Сейчас у учителей округа Муром она составляет почти 21 тысячу рублей (в среднем по области — 18 тысяч). Казалось бы, хороший показатель. И задача модернизации — вернее, одна из задач, связанных с повышением зарплаты учителей, — выполнена. Но, тем не менее, в округе есть потребность в молодых кадрах. А это значит, достигнутый результат — не предел.

Конечно, что касается молодых специалистов, на их привлечение и стимулирование направлены и другие социальные меры, предпринятые со стороны управления образования. В округе трудятся около ста учителей со стажем до пяти лет. На оснащение их рабочих мест потрачено более 4,5 млн рублей, что, безусловно, мотивирует молодых педагогов к совершенствованию своей деятельности. Молодым специалистам производится единовременная выплата в 40 тысяч рублей. В этом году ее получили 10 педагогов.
Далеко не в каждом муниципальном образовании есть такая поддержка. Кроме того, в бюджете предусмотрены средства (200 тыс. рублей) на компенсацию за найм жилья педагогам остродефицитных специальностей. Многие педагоги участвуют в долгосрочной целевой программе ипотечного кредитования, и вот что показательно: 60% от числа участников этой программы по всей области — это муромские педагоги.

Дресс-код для школы
Новый учебный год не станет исключением и привнесет много нового в работу школ. С введением нового закона « Об образовании» закрепляется правовой статус учителя, и вводятся нормы профессиональной этики педагога. Сейчас вопрос о дресс-коде для учителя активно обсуждается в Госдуме. Но в Муроме он был поставлен еще раньше.

Год назад педагоги муромской школы № 28 приняли участие в областном семинаре по обсуждению проекта профессионального стандарта учителя и направили свои предложения в рабочую группу, которой руководил член общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург. Первопроходцами по введению единого стандарта одежды, так называемого дресс-кода, стали учителя средней школы № 6.

Кроме того, стандарт одежды для школьника тоже должен быть единым. Управление образования округа обсуждает разработку новых моделей одежды для детей с известным историком моды Александром Васильевым, ведущим программы «Модный приговор» на 1-м канале.

Наверное, кто-то скажет — это внешняя сторона дела, какая разница, как одевается школьник или педагог, как они выглядят, ведь главное — знания. Но в том-то и дело, что в процессе обучения мелочей нет. И если мы стремимся строить школу будущего, то все в ней — и, в первую очередь, сам учитель — должно быть образцовым. Внешний вид должен соответствовать новому образу педагога.

— Это образ педагога — исследователя, руководителя проектов, консультанта, воспитателя, — пояснила Ирина Раевская. — А проще сказать — учителя с большой буквы. Человека, проживающего не только свою жизнь, но и жизнь своих воспитанников. Наибольшая награда для которого — достижения его учеников, ставших настоящими людьми -красивыми, добрыми, чуткими. Значит, работал учитель не зря!

Мария Конкина
На фото: приятный момент — вручение подарков молодым педагогам округа Муром