Рынок перестает быть социальным

IMG_6610Кажется, еще недавно все покупатели отдавали предпочтение рынкам, потому что именно там можно было найти недорогие и свежие продукты от производителей. Сегодня положение дел коренным образом изменилось. Даже владимирский Центральный рынок на улице Батурина, являясь муниципальным, превратился в коммерческую структуру, зарабатывающую на своих потребителях.

Когда-то сотрудники муниципального рынка ездили по деревням и селам и собирали плодоовощную и мясомолочную продукцию. Продавали по ценам гораздо меньше перекупщиков.

Спрос был большой. В целом, все рынки пользовались популярностью: магазины не могли похвастаться низкими ценами.

Сегодня в гипермаркетах крупы, хлебобулочная и кондитерская продукция, алкоголь стоят гораздо дешевле, чем на рынках. Кроме того, ассортимент товаров значительно больше рыночного. Пожалуй, только по ценам на мясо и рыбу рынки пока конкурентоспособны. И то отнюдь не все. По крайней мере, Центральный рынок на Батурина уже не может этим похвастаться. Причина в том, что руководство рынка теперь зарабатывает на потребителях. Все дело в арендной плате, которую платят владельцы и продавцы секций, павильонов и магазинов, расположенных на территории рынка: чем выше арендная плата — тем выше цены на продукцию.

Аппарат горсовета провел проверку финансово-хозяйственной деятельности муниципального рынка за минувший год и первое полугодие текущего. Результаты ее обнародованы. Претензии заняли 80 печатных страниц, составлено 73 замечания, дело передано в правоохранительные органы. Самый главный вывод, который сделали эксперты: рынок на Батурина не оправдывает своего муниципального статуса — он стал коммерческой структурой, девелопером, который управляет недвижимостью и зарабатывает на ней неплохие деньги. Так, выручка рынка за 2012 год составила почти 42 млн рублей, чистая прибыль — 2,3 млн рублей. Заметим, что рынок наравне со школами и садами входит в перечень социально значимых объектов. Слово «социальное» — ключевое. Ни школы, ни сады не зарабатывают таких денег, хотя значимость их куда выше.

Одна из главных претензий проверяющих: рынком не утверждены тарифы на предоставление мест торговли физическим и юридическим лицам и на предоставление услуг камер хранения. К каждому арендатору свой подход. Продавцы в секциях и павильонах жалуются, что арендная плата все время растет, что трудно сдерживать цены на продукцию, когда расходы постоянно увеличиваются. Вместе с тем с крупными арендаторами другие отношения. Рынок сдает помещения им по понижающему коэффициенту, а те затем оформляют субаренду, которая по закону должна считаться по более высоким ставкам, а на деле такого не происходит. Более того, по данным проверки, предприятие заключило 116 договоров аренды помещений без согласия собственника (администрации города), 75 из которых значились договорами хранения товаров, а на деле были ничем иным как арендой. В итоге получается, что те, кто открывает магазины одежды и обуви, хозтоваров, а также кафе и аптеки, — более социально значимы, нежели продавцы мяса, молока и круп.

Только в результате занижения площади сданных в аренду помещений одному частнику предприятие за 2012 год недополучило 41 тысячу рублей. А в целом прибыль предприятия была снижена в 2012 году на 11 млн рублей, а за первое полугодие 2013 года — на 7,7 млн рублей. И дело не только в арендной плате. По данным проверки, директору выписана сумма в размере 500 тысяч рублей на погашение ссуды, его жене, которая является инспектором по ГО и ЧС предприятия, выписано 50 тысяч рублей при рождении ребенка. Если бы все эти деньги пошли на развитие предприятия, то наверняка не пришлось бы «душить» мелких предпринимателей высокой арендой. Тогда бы и цены на рынке остались социальными и конкурентными среди других торговых объектов. Да и торговых мест, пустующих без арендаторов, не было бы. Вполне возможно, что и уличную торговлю уда лось бы победить. Ведь если бы цены на рыночное место были по средствам бабушкам, то они бы лучше стояли за прилавком, чем на пыльном и грязном тротуаре.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
Во Владимире работает 7 универсальных, 2 специализированные и 1 сезонная ярмарка, на которых оборудовано 2 234 торговых места. Средний уровень использования торговых мест на них равен 63,5%.

Анна Тумановская