Налетай — владимирское!

IMG_6084Покупай владимирское! А мы и не против. Тем более что после появления этого лозунга и приложенного к нему административного ресурса местных товаров на полках магазинов, действительно, стало больше.

Во Владимирской области около 500 компаний пищевой промышленности. В регионе 187 сельхозорганизаций и более 2 тысяч фермерских хозяйств. Продуктовую корзину в значительной степени можно заполнить товарами местного производства.

 

Молоко и хлеб
Из всего спектра пищевых товаров наиболее широко в магазинах, супермаркетах, гипер-маркетах и на рынках представлена молочная продукция. Пожалуй, до нынешнего года покупатель знал о пяти-шести наиболее крупных молочных производителей региона, но после того, как на областном уровне запустили акцию «Покупай владимирское», число представленных на прилавках брендов резко выросло.

IMG_6504По данным областного департамента сельского хозяйства, местная молочная продукция появилась во всех сетевых магазинах. Если еще полгода назад редкая федеральная сеть торговала владимирскими молоком и творогом, то сегодня в каждой найдешь товары как минимум 2-3 производителей. Доля молочной продукции в областных сетевых магазинах достигла 80%.

Раньше у таких сетевых операторов, как «Магнит», «Копеечка», «Пятерочка», «Дикси», местной хлебобулочной продукции было не найти. Сейчас там на прилавках с хлебом вместе с ценником появилась карточка, изображающая Золотые ворота, — значит, завезли местную продукцию.

А вот доля местной колбасной и мясной продукции по-прежнему не выше 50%. Еще меньше представлена овощная продукция. Гордиться может только «Квартал», где доля местных овощей превышает 80%. Федеральные сети игнорируют нашу свеклу, картошку, морковь и лук. Исключение составляют гипермаркеты, которые охотно пополняют ассортимент владимирскими овощами. Центральный прилавок в разделе овощи-фрукты отведен именно местной картошке.

Кстати, гипермаркеты согласились пополнять ассортимент молочной продукции, несмотря на конкуренцию с товаром собственного производства. На днях стала свидетелем очередного продвижения местной молочной компании, которая заняла почетные места на прилавках гипермаркета.

Яйца в дефиците

Местные яйца, макаронные изделия и напитки на прилавках сетевых магазинов — редкость. Несмотря на то, что объемы производства яиц намного превышают потребности региона, сети берут этот товар неохотно. Даже у областных операторов доля такой продукции -не выше 70%. И тем не менее, положительная тенденция наблюдается. Яйца производства местных предприятий появились в федеральных сетях «Пятерочка», «Дикси» и «Магнит». Но пока это капля в море.

С макаронными изделиями еще хуже. Только в местной сети «Росвкус» есть макароны местной фабрики, в остальных — ноль. Впрочем, и это еще не самый худший показатель. Мониторинг, еженедельно проводимый департаментом сельского хозяйства, свидетельствует, что наиболее прохладно сетевые магазины относятся к безалкогольным напиткам региона, хотя они представлены на рынке весьма разнообразно — от соков до минералки.

Чуть лучше, но тоже очень неважно, обстоят дела с алкогольными напитками. Магазины уделяют им скромное место, и производители большую часть продукции вывозят за пределы области. К примеру, в магазинах Кубани больше шансов встретить владимирскую водку или меленковские овощные консервы, чем на прилавках наших же магазинов.

Ареал местной продукции
IMG_6509То, что на прилавках супермаркетов и гипермаркетов стало больше местной продукции, — несомненный плюс. Но есть и минус: с прилавков исчезли товары из других стран и регионов, уже полюбившиеся многим покупателям. К примеру, в одном из гипермаркетов и нескольких супермаркетах пропала молочная продукция известной финской компании. В другом гипермаркете исчезла с прилавков молочная колбаса небольшого подмосковного завода (у других сетевых операторов ее вообще нет). Видимо, покупателям придется менять свои предпочтения. На местное надо ориентироваться.

Кстати, в поисках местной продукции беспроигрышный вариант — поход на рынок и ярмарки. Здесь размещаются секции, павильоны, отделы даже небольших компаний, занимающихся производством пищевой продукции. Вместе с тем рынки и ярмарки сдают свои позиции — их становится меньше.

Для сравнения: в прошлом году на рынках области было около 9000 торговых мест, сегодня осталось около 2000. В большей степени это связано с тем, что требования к рынкам ужесточились. Теперь они могут работать только в крытых зданиях и комплексах. Поэтому несколько рынков переквалифицировались в торговые центры.

Понятно, что за капитальными вложениями в строительство и реконструкцию последовал рост цен на весь товарный ряд. А большая часть рынков переоформилась на ярмарки. Тем не менее, тенденция падения популярности рынков и ярмарок налицо. Сегодня их доля в товарообороте области — всего 5,7%.

КСТАТИ:

Борьба для галочки

Сейчас много говорится об ограничении торговли алкоголем. С этой целью, согласно федеральному законодательству, на местах определяли границы прилегающих территорий объектов соцсферы, где запрещена торговля спиртным. На деле вышло, что многое сделано для галочки.

Предполагалось, что для детских и образовательных учреждений типа детсада, школы, учреждений допобразования сделают наибольшие границы. В Суздале сохранили почти всю торговлю, утвердив минимальный метраж на уровне 16 метров. Во Владимире нельзя торговать спиртным ближе, чем за 25 метров к школам и детсадам. Но нашлись и адекватные муниципальные образования. К примеру, в Кольчугинском, Александровском районах установили границу в 100 метров, в Киржачском — 70 метров. Закроются десятки торговых точек, но это во благо здоровья подрастающего поколения.
А в четырех муниципальных образованиях — Коврове, Ковровском районе, Радужном и Муромском районе — границы вообще не утверждены. Власти никак не могут договориться с предпринимателями. К примеру, в Коврове с десяток сетевых супермаркетов работают аккурат под боком школ, детсадов, спортивных и образовательных учреждений.

По подсчетам, доля спиртного в продажах магазинов составляет около 10 %. То есть потеря алкогольной лицензии не означает закрытие магазина, хотя и наносит удар по торговле. Пока из 3,5 тысячи торговых объектов, продающих спиртное, закрылось не более 2% (около 70 точек). Причем часть магазинов закрылись добровольно, и только 14 получили официальные предписания о закрытии.

Но предприимчивые торговцы и здесь не растерялись. Нашлись такие владельцы продуктовых магазинов, которые обратились в облдепартамент предпринимательства за лицензией на торговлю спиртным на правах предприятия общепита. Проще говоря, магазин стал еще и буфетом, который может торговать спиртным в любое время суток. Но только в розлив.

Анна Тумановская